Уполномоченные снт сами себя выбрали. Group Companies MegaCity - Все операции с недвижимостью, коммерческая недвижимость, загородная недвижимость, жилая недвижимость, вторичка

Добрый день Алексей!

В соответствии со статьёй 20 ФЗ «О САДОВОДЧЕСКИХ, ОГОРОДНИЧЕСКИХ И ДАЧНЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ГРАЖДАН»:

Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением

1. Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является высшим органом управления такого объединения.
2. Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение вправе проводить общее собрание его членов в форме собрания уполномоченных.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются из числа членов такого объединения и не могут передавать осуществление своих полномочий другим лицам, в том числе членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения.

Уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:

1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;

2) срок полномочий уполномоченного такого объединения;

3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);

4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения.

в соответствии с 21 статьей:

Уведомление членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения о проведении общего собрания его членов (собрания уполномоченных) может осуществляться в письменной форме (почтовые открытки, письма), посредством соответствующих сообщений в средствах массовой информации, а также посредством размещения соответствующих объявлений на информационных щитах, расположенных на территории такого объединения , если его уставом не установлен иной порядок уведомления. Уведомление о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) направляется не позднее чем за две недели до даты его проведения. В уведомлении о проведении общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) должно быть указано содержание выносимых на обсуждение вопросов.
Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов такого объединения (не менее чем пятьдесят процентов уполномоченных). Член такого объединения вправе участвовать в голосовании лично или через своего представителя, полномочия которого должны быть оформлены доверенностью, заверенной председателем такого объединения.

В соответствии с изложенным, уполномоченные избираются общим собранием СНТ.

Но Вам нужно внимательно изучить устав Вашего СНТ. Возможно найдете еще основания для признания принятого решения уполномоченными недействительными.

Положение об Уполномоченных СНТ »Звезда»

1. Общие положения.

1.1. Положение об Уполномоченных СНТ »Звезда» (Положение) разработано, руководствуясь положениями Устава СНТ ”Звезда”, далее «УСТАВА» и федеральным законом N 66-ФЗ »О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», далее ФЗ.

1.2. Настоящее Положение дополняет и конкретизирует пункты «УСТАВА» СНТ ”Звезда” по порядку избрания уполномоченных.

1.3. C целью реализации требований «УСТАВА» по наличию кворума при проведении Общих собраний и, учитывая большой членский состав СНТ »Звезда», а также опираясь на тот факт, что многие члены СНТ, являясь собственниками участков, не участвуют в жизни Товарищества, доверив это право своим близким родственникам, Общее собрание утверждает некоторые положения, отличные от норм, содержащихся в «УСТАВЕ» и в ФЗ и принимает настоящее Положение.

1.4. Высшим органом управления СНТ ”Звезда” является Общее собрание его членов. Положение устанавливает смешанную форму проведения Общего собрания: часть садоводов и часть уполномоченных представителей.

1.5. Уполномоченные СНТ ”Звезда” избираются из числа его членов. В случае невозможности личного участия в общих и уличных собраниях, член СНТ может делегировать свои права совершеннолетнему члену своей семьи, выписав доверенность в простой письменной форме (Приложение 1 ). В этом случае члену семьи переходит также и право быть избранным Уполномоченным представителем.

1.6. Член СНТ/член его семьи вправе участвовать в голосовании лично или через своего уполномоченного представителя. Уполномоченные должны представлять на собраниях только отсутствующих членов и голосовать только их голосами. О намерении участвовать в собрании лично член СНТ/член его семьи обязан оповестить уполномоченного своей группы не позднее 5-ти дней до дня проведения собрания. В противном случае, право использовать его голос остается у уполномоченного.

1.7. В случае невозможности участия уполномоченного представителя на собрании, он вправе передать свой мандат другому члену СНТ с той же улицы с письменным подтверждением переданных полномочий при условии, что все члены его группы подтвердят свое согласие. Передача полномочий должна быть оформлена Доверенностью (Приложение 2 ).

1.8. Документами правомерности участия каждого члена СНТ ”Звезда” в выборах являются списки Товарищества, утвержденные его председателем, а также Доверенности, в случае, если голос передоверен члену семьи;

1.9. Вопросы, относящиеся к компетенции Общего собрания членов СНТ, проводимого в смешанной форме (часть садоводов и часть уполномоченных представителей) описаны в разделе 1 Стать 21 ФЗ и в п.6.2 «УСТАВА»;

1.10. Решения Общего собрания членов СНТ, проводимого в смешанной форме, которые принимаются большинством в две трети голосов:

  • утверждение новой редакции «УСТАВА», внесении дополнений и изменений в «УСТАВ;
  • исключение из членов СНТ ”Звезда”;
  • ликвидация и (или) реорганизация СНТ ”Звезда;
  • приобретение земельного участка, относящегося к имуществу общего пользования, в собственность СНТ ”Звезда”.

1.11. Другие решения Общего собрания членов СНТ, проводимого в смешанной форме, принимаются простым большинством голосов.

2. Порядок избрания уполномоченных

2.1. Положение устанавливает следующие нормы при выборе уполномоченных СНТ ”Звезда”:

  • один уполномоченный представитель может представлять мнение не более 20-ти членов СНТ;
  • срок полномочий уполномоченных СНТ »Звезда» устанавливается 4 года;
  • если выдвиженец является родственником члена СНТ, он должен иметь Доверенность, оформленную соответствующим образом;
  • улицы с малочисленным составом могут объединяться для выдвижения своих кандидатов;
  • собрание по выборам уполномоченных может проводиться как в очной, так и в заочной форме;
  • кандидаты определяются путем заочного опроса членов СНТ – раздачей Опросных листков (Приложение 3) ;
  • при очной форме проведения собрания избиратель самостоятельно заносит данные о себе в “Листок выбора уполномоченного” своего кандидата (Приложение 4 ) ;
  • при заочной форме проведения собрания избиратели заполняют бюллетени для голосования (Приложение 6), на основании которыхформируются“Листки выбора уполномоченного” (Приложение 5) ;
  • являются неотъемлемым приложением к протоколу уличного собрания или протоколу подсчета голосов при заочном голосовании;
  • уполномоченные считаются избранными и приступают к своим обязанностям после утверждения их кандидатуры уличным Собранием и регистрации в Реестре уполномоченных;
  • члены СНТ »Звезда», не принявшие участия в заочном опросе и в собрании по выборам Уполномоченных, а также, не желающие отдать свой голос ни за одного из кандидатов, декларируют тем самым свои права самостоятельно участвовать в Собраниях Товарищества либо через лицо по доверенности;
  • Правление выдает уполномоченному Бланк установленного образца, в котором указывается срок действия уполномоченного и списочный состав группы, которую он представляет;

2.2. Определение норм представительства.

Уполномоченные СНТ ”Звезда” избираются на собраниях садоводов по улицам. Норма представительства (Таблица 1) определяется исходя из общего количества участков на улице и п.6.1.3 «УСТАВА», декларирующего, что один уполномоченный может представлять мнение не более 20-ти членов СНТ.

Таблица 1

Всего участков

Всего участков

Кол-во уполномоченных (не менее)

1 13
1 Веерная 14
2 15
2 Веерная 16
3 17
3 Веерная 18
4 19
4 Веерная 20
Центральная 21
5 22
6 23
7 24
8 25
9 26
10 27
11 28
12 ВСЕГО

2.3. Подготовка к проведению выборов.

Инициативная группа, ответственная за проведение выборов по улице, проводит заочный опрос:

  • членам СНТ или членам их семьи раздаются Опросные листки (Приложение 3) ;
  • устанавливается срок проведения опроса;
  • по истечению установленного срока инициативной группой собираются опросные листки и подводятся итоги;
  • по итогам выдвигаются кандидатуры на выборы уполномоченных для участия в собраниях СНТ ”Звезда”.
  • на кандидатов готовятся “Листки выбора уполномоченного ”: Приложение 4 – при очных выборах, Приложение 5 – при заочных выборах;

2.4. Проведение очных выборов.

Очные выборы уполномоченных проводятся на собраниях садоводов по улицам при участии председателя СНТ, члена Правления, курирующего данную улицу в следующем порядке:

  • участникам собрания оглашаются кандидаты, установленные по результатам заочного опроса, проходит их обсуждение, рассмотрение поступивших отводов и самоотводов;
  • каждый избиратель конкретной улицы самостоятельно принимает решение в выборе Уполномоченного, занося данные о себе в своего кандидата (Приложение 4) ;
  • выборы Уполномоченных по улице считаются состоявшимися, если за всех кандидатов улицы в сумме было отдано больше 50% голосов членов СНТ »Звезда» данной улицы;

2.5. Проведение заочных выборов.

Заочные выборы уполномоченных проводятся по следующей схеме:

  • по результатам заочного опроса определяются кандидаты на выборы уполномоченных СНТ ”Звезда”;
  • каждому члену СНТ\члену его семьи направляется Бюллетень (Приложение 6) со списком, в котором садовод выбирает фамилию того кандидата, которого он видит своим представителем на собраниях СНТ ”Звезда”;
  • в течение установленного срока заполненные бюллетени собираются и регистрируются;
  • заочные выборы считаются состоявшимися, если собраны корректно заполненные бюллетени у более 50% членов СНТ »Звезда» данной улицы;
  • на основании Бюллетеней подводятся результаты голосования и оформляются в виде Листка выбора уполномоченного (Приложение 5 ).

3. Порядок досрочного переизбрания уполномоченных.

3.1. Досрочное переизбрание уполномоченного возможно:

  • в случае выражения ему недоверия не менее 1/3 членов его группы, оформленного заявлением в Правление СНТ ”Звезда”;
  • в случае самоотвода;
  • в случае выхода из членов СНТ: смерть, передача право собственности другому садоводу.

3.2. Досрочные перевыборы проходят на внеочередном уличном собрании в соответствии с нормами данного Положения.

4. Роль уполномоченного представителя, его права и обязанности.

4.1. Уполномоченный представитель в своей деятельности обязан представлять только интересы членов Товарищества, отдавших за него свой голос и не зависим от Правления.

4.2. Уполномоченные осуществляют реальную двустороннюю связь между членами Товарищества и Правлением:

  • доводят, в любой доступной им форме, до членов Товарищества своей группы информацию, получаемую на собраниях СНТ ”Звезда”;
  • доводят до членов Правления мнения, вопросы, замечания и предложения членов Товарищества своей группы.

4.3. Уполномоченный вправе:

  • получать любую информацию о финансово-хозяйственной и нормативно-правовой деятельности СНТ ”Звезда”, Правления, получать информацию о членах товарищества своей группы, в пределах компетенции Правления товарищества;
  • избирать и быть избранным в исполнительные и контрольные органы СНТ ”Звезда”;
  • выдвигать на рассмотрение и решение собраний социально-хозяйственные и иные проблемы коллектива своей группы и всего товарищества.

4.4. Уполномоченный обязан:

  • принимать участие в собраниях СНТ ”Звезда”;
  • своевременно получать от Правления информацию о финансово-хозяйственной, общественной деятельности товарищества и доводить ее до членов Товарищества любым доступным ему способом;
  • представлять интересы членов товарищества своей группы на всех собраниях СНТ ”Звезда”;
  • знать и разъяснять членам товарищества своей группы положения законов РФ и внутренних нормативно-правовых актов, решений собраний СНТ ”Звезда”, Правления СНТ ”Звезда”, регулирующих деятельность товарищества.
  • В течение 3-х рабочих дней доводить до сведения Правления СНТ ”Звезда” о решениях собрания группы, в форме протокола данного собрания.

Приложение 1

ДОВЕРЕННОСТЬ № ДЧ_________

Я, _______________________________________________, член СНТ ”Звезда”,

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

Доверяю свое право в принятии решений, касающихся

(номер улицы) (номер участка)

административно-хозяйственных вопросов жизнедеятельности СНТ ”Звезда” своему(ей)

сыну дочери отцу матери мужу жене

(выбрать)

Так как он(она) несет бремя

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

собственности Товарищества. Сам(сама) возможности личного участия не имею.

Член СНТ ”Звезда” ________________ _____________________________

(Подпись) (Фамилия, Имя, Отчество полностью)

“_____” _______________ 20 г.

(Дата)

Подпись подтверждаю:

(подпись) (ФИО) (Дата)

Приложение 2

ДОВЕРЕННОСТЬ № ДУ __________

На участие в Собрании СНТ «Звезда» «___» ________ 20 года.

Я, _____________________________________, утвержденный уличным собранием от

(Фамилия, Имя, Отчество полностью)

«___» ___________ 20 года, протокол № ________ уполномоченным по улице ________

(Дата) (номер улицы)

(Дата)

Члену СНТ члену его семьи

(Фамилия, Имя, Отчество полностью) (выбрать)

__________ ______________

(номер улицы) (номер участка)

Согласие членов моей группы представляю:

Улица Участок Фамилия, имя, отчество Подпись

Уполномоченный

СНТ «Звезда» по

_______________ ______________ _________________ «___» _________20

(номер улицы) (подпись) (ФИО) (Дата)

Подписи подтверждаю:

Председатель СНТ «Звезда» ______________ _________________ «___» _________ 20 г.

(подпись) (ФИО) (Дата)

Приложение 3

ОПРОСНЫЙ ЛИСТОК № ОЛ ____________

ДЛЯ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТОВ

В УПОЛНОМОЧЕННЫЕ СНТ «Звезда» по ____________ улице

Улица № __________ Участок __________ ФИО________________________

МНЕ ЛИЧНО, КАК ЧЛЕНУ СНТ

ЖЕНЕ/МУЖУ

ДОЧЕРИ/СЫНУ

ОТЦУ/МАТЕРИНамерены ли Вы/Член семьи лично принимать участие в собраниях СНТ «Звезда”.

ДА, ВСЕГДА

ДА, НО НЕ ВСЕГДА

НЕТ, НИКОГДА

Согласны ли ВЫ/Член семьи передать право голоса своему уполномоченному по улице на весь срок его избрания или только в случае вашего отсутствия на собрании.

СОГЛАСЕН НА ВЕСЬ СРОК

СОГЛАСЕН ПРИ МОЕМ ОТСУТСТВИИСогласны ли Вы/Член семьи выдвинуть свою кандидатуру для участия в выборах уполномоченных по вашей улице

Ведите Фамилию И.О. и номер участка своих кандидатов по улице ___ , которые согласны стать уполномоченными для участия в собраниях СНТ «Звезда” или выберите “НЕТ”.

НЕТ Кого из представленных кандидатов своей улицы Вы видите своим уполномоченнымИванов И.И., 20 уч.

____________________________________ __________________ ________________

(Фамилия И.О.) (Подпись) (Дата)

Приложение 4

ЛИСТОК ВЫБОРА УПОЛНОМОЧЕННОГО

СНТ «Звезда» № ЛО__________

, __________________

Улица Участок Фамилия, имя, отчество Подпись

Утвержден уличным собранием от «___» ___________20 г. Протокол №_____________

(Дата)

Член Правления

СНТ «Звезда» –

Куратор группы ______________ _________________ «___» _________20 г.

(подпись) (ФИО) (Дата)

Приложение 5

ЛИСТОК ВЫБОРА УПОЛНОМОЧЕННОГО

СНТ «Звезда» № ЛЗ__________

________________________________________ , _______________________ , __________________

(Фамилия, И.О.) (Член СНТ/член его семьи) (улица, участок)

Выбран уполномоченным для участия в общих собраниях СНТ «Звезда» сроком на 4 года, наделен правом голоса от имени следующих членов СНТ «Звезда”:

ИВАНОВ ИВАН ИВАНОВИЧ 3 — год

Регистрационный Номер бюллетеня в виде: БХХ-ХХ/ХХХХ

Б — бюллетень

1 — номер улицы

2 — номер участка

3 — год

Улица Участок Фамилия, имя, отчество № бюллетеня


















Порядок избрания уполномоченных

Избрание уполномоченных рекомендуют в качестве лучшего средства борьбы с малочисленностью общих собраний в садоводческом товариществе. Сама же малочисленность собраний, думается, является следствием недостатка организационной работы по подготовке собраний. Понятно, что избрание уполномоченных при такой проблеме если и выступает лекарством, то лишь симптоматическим, саму болезнь не излечивающим и даже усугубляющим ее.

Согласно ст.16 п.4 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, "в уставе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в обязательном порядке указывается... структура и порядок формирования органов управления таким объединением, их компетенция, порядок организации деятельности ". Согласно ст.20 п.2 ФЗ №66-ФЗ от 15.04.1998, " уполномоченные садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения избираются в соответствии с уставом такого объединения, в котором устанавливаются:
1) число членов такого объединения, от которых избирается один уполномоченный;
2) срок полномочий уполномоченного такого объединения;
3) порядок избрания уполномоченных такого объединения (открытым голосованием или тайным голосованием с использованием бюллетеней);
4) возможность досрочного переизбрания уполномоченных такого объединения
".

Поскольку органов управления у садоводческого товарищества всего три (председатель правления, правление, общее собрание), процитированный пп.3 п.2 ст.20 закона №66-ФЗ вполне ясно подразумевает избрание уполномоченных на общем собрании членов товарищества. Этот подпункт даже подсказывает своему читателю вариации, допустимые в понимании фразы "порядок избрания" - с бюллетенями или без таковых, только и всего.

Легко видеть, что способ избрания уполномоченных на общем очном собрании с голосованием путем поднятия рук приводит к совершенному довлению в товариществе активистского большинства. Представители несогласных при таком способе уполномоченными не станут. Следовательно, избрание уполномоченных может быть целенаправленно использовано в качестве средства для чистки высшего органа управления садоводческого товарищества. Или, по-другому говоря, в метод законного отстранения от принятия решений в товариществе, путем присвоения голосов меньшинства большинством.

Делегированное полномочие - это доверенность. По сути и по смыслу, уполномоченный должен являться доверенным лицом группы садоводов, их представителем. Однако, когда избирают уполномоченных на общем собрании путем поднятия рук, выходит, что доверенность от Иванова, Петрова, Сидорова на представительство в органе управления получают не те граждане, которым лично доверяют Иванов, Петров, Сидоров, а граждане, которым доверяет общее собрание в виде своего большинства. При этом мнение самих Иванова, Петрова, Сидорова общему собранию (а в дальнейшем и собранию уполномоченных) неинтересно.

Уполномоченных, состав которых сформирован на общем собрании путем поднятия рук, логичнее называть опекунами , а упомянутых садоводов Иванова, Петрова, Сидорова - недееспособными умалишенными опекаемыми , поскольку они не представляют свои интересы сами и лишены возможности выбрать себе представителя (уполномоченного) лично и по своему разумению.

И еще один момент. Пункт 2 статьи 20 №66-ФЗ от 15.04.1998г. предписывает указывать в уставе число членов товарищества, от которых избирается один уполномоченный. Допустим, в товариществе 80 членов, один уполномоченный избирается от пяти членов товарищества. Допустим далее, что в товарищество приняты два новых члена, теперь членов стало 82. Вспоминая свои школьные занятия по математике, я делаю вывод, что 82 на 5 не делится. Куда девать двоих? Я вижу только два возможных варианта: 1) по случаю каждого вступившего (выбывшего) переписывать (и перепринимать) устав; 2) в уставе записать подробные инструкции по "округлению" уполномоченных. Пишите, товарищи...

Разумным и защищающим права садовода-выборщика можно признать только такой порядок избрания уполномоченных, когда выборщик сам лично делегирует уполномоченному свои права на участие в жизни садоводческого товарищества. При этом, закрепленной нормы представительства по принципу "один уполномоченный от некоторого числа членов" не должно быть. Последнее понятно, если учтем, что число доверяющих каждому конкретному выдвиженцу разное. Один кандидат обладает набором качеств, по причине которых ему доверяют, скажем, 15 человек, другой имеет достоинств меньше, и за него готовы отдать свои голоса только пятеро. При жесткой норме представительства выборщики вынуждены делегировать свои полномочия кандидатам, которым не доверяют, так как оказание доверия "сверх меры" запрещено уставом. Я думаю, право определять представительский вес уполномоченного следует оставить выборщикам, и только им.

Вместо закрепления в уставе норм представительства по принципу квоты доверия, я считаю нелишним установить квоту на минимальное число избираемых уполномоченных. Таким образом, уполномоченных должно быть не менее некоторого числа, и каждый из них имеет свой представительский вес (число голосов), равный числу избравших его садоводов.

Реализовать на практике предлагаемый порядок избрания уполномоченных легко. Правление выдает каждому садоводу именной бюллетень со списком кандидатур, в который садовод заносит фамилию того кандидата, которого он видит своим представителем на собрании уполномоченных. В течение установленного времени заполненные бюллетени сдаются в правление. Голосование считается состоявшимся, если всего в поддержку выдвиженцев (в сумме по всем кандидатам) отдано более 50% голосов членов товарищества. Другими словами, избрание уполномоченных осуществляется путем заочного голосования с использованием именных бюллетеней, что, в общем, не противоречит закону №66-ФЗ от 15.04.1998г.

Правомочность собрания уполномоченных следует отсчитывать от их представительского веса. Если в сумме присутствующие уполномоченные представляют 51% садоводов, кворум есть. Пусть закон №66-ФЗ от 15.04.1998г. предписывает определять собрание уполномоченных правомочным в при явке более половины от их общего числа, но я полагаю, что для условия правомочности по представительскому весу и законное условие не будет нарушено. Более того, для очевидного увязывания с законом можно просто расширить формулировку, и записать в уставе так: "собрание уполномоченных правомочно, если они представляют более половины голосов членов товарищества и на таком собрании присутствует более половины от числа всех уполномоченных" .

До проведений собраний в форме собраний уполномоченных соответствующие положения должны быть внесены в Устав, где может быть предусмотрена, в числе прочего, и процедура отзыва уполномоченных и контроля за их деятельностью (голосованием и принятием решений).

Дмитрий Охапкин, 2010-2013

7. Как правильно избрать уполномоченных для проведения общих собраний в СНТ?

В условиях, когда в СНТ невозможно собрать кворум для принятия важных решений, самым оптимальным вариантом являются выборы уполномоченных представителей. Если в Уставе СНТ уже внесены соответствующие положения о выборах уполномоченных, то дальше работать проще. Если нет, то порядок работы будет следующим (помним, что собрать кворум не получается):

  1. На заседании правления утвердить схему распределения участков по кустам . От каждого куста будет избираться 1 уполномоченный представитель. Целесообразно количество уполномоченных устанавливать, исходя из того, что на общих собраниях должны быть максимально представлены интересы всех членов СНТ. Закон не определяет количество садоводов, от которого избирается один уполномоченный. Практика подсказывает такой расклад:
    • 100 участков - 1 уполномоченный от 3 участков;
    • 200 участков - 1 уполномоченный от 5 участков;
    • 500 участков - 1 от 10 участков;
    • 1000 участков - 1 от 15 участков

    Т.е. надо стремиться к тому, чтобы на собрание приходили от 50 до 100 человек. Кворум при таком раскладе от 51 до 100 человек соответственно. Это количество вполне возможно собрать.

  2. На общем собрании СНТ внести соответствующие изменения в устав товарищества, определив: число членов СНТ, от которых избирается один уполномоченный; срок полномочий, порядок избрания уполномоченных (открытым голосованием или тайным с использованием бюллетеней); возможность досрочного переизбрания уполномоченных товарищества, не обязательно всех сразу. (Подробнее можно посмотреть положения по избранию уполномоченных в проекте Устава СНТ "Пищевик" , глава 6 и ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)
  3. После принятия решения общим собранием товарищества правление готовит бланки протоколов по выборам уполномоченных по кустам. Бланки протоколов имеют специальный вид, который соответствует решаемой задаче (образец протокола по выборам уполномоченных в СНТ). Форма протокола утверждается решением правления. Далее организуются собрания членов СНТ по кустам. Лучше, если члены правления сами организуют собрания садоводов. Если эту задачу возложить на самих садоводов, то выполнять её они будут несколько месяцев, если вообще выполнят. Исходя из формы протокола, вполне возможно, что собрание куста пройдёт в 2 - 3 этапа, т.е. всех садоводов собрать сразу в одно время не получится. Во время проведения собрания желательно иметь схему распределенния товарищества по кустам.
  4. По окончанию выборов уполномоченных по кустам правление собирает готовые протоколы. Они заверяются печатью СНТ и хранятся в деле постоянно. По итогам выборов правление своим решением утверждает список уполномоченных. Каждому уполномоченному выдаётся удостоверение на право представлять садоводов от того или иного участка (куста) на общих собраниях товарищества. Следует помнить, что передавать свои полномочия другим лицам, в т.ч. и членам СНТ, уполномоченные не могут (ст. 20 п. 2 ФЗ-66 от 15.04.1998 г.)

Всё! Далее можно собирать общее собрание и принимать решения. Для большей демократичности собраний уполномоченных следует стремиться к тому, чтобы повестки дня собраний, необходимые справочные материалы, предлагаемые варианты решений по обсуждаемым вопросам выдавались уполномоченным для предварительного обсуждения по кустам. Это позволило бы избежать на самом собрании уполномоченных ненужных дебатов и срывов. Да и уполномоченные в таком случае будут представлять действительное мнение садоводов.

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон для скачивания (формат файла docx):
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу.
Обсуждение закона открыто здесь:
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к новому федеральному закону с учётом наработанной практики.

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ В СНТ - ВСЕ БЕДЫ ОТ СОБРАНИЯ

В процессе работы над материалами сайта СНТ "Пищевик" приходится сталкиваться с такими хитро закрученными и запутанными вопросами, что "борода" из лески рыболова покажется вам детской забавой. Никто в гражданском обществе не может квалифицированно решать проблемы садоводов. Ни юристы, ни представители Союза садоводов области, ни Союз садоводов России, никто... Эти вопросы все или почти все связаны с проведением общих собраний в СНТ или с выполнением их решений и всем тем, что вытекает из этого действа, называемого высшим органом управления СНТ.

Вспомним некоторые термины, которыми члены СНТ пользуются сегодня при организации, проведении и выполнении решений общих собраний: уведомление членов СНТ, объявление об организации и проведении собрания, кворум, правомочность , нелегитимность, открытое или тайное голосование, недействительность, ничтожность решения, председатель и секретарь собрания, протокол. Уже с этими словами у многих тут же возникают вопросы, на которые пока нет чётких и однозначных ответов. Исходя из того, что всё, что так или иначе делается в закрытых от всех остальных граждан РФ объединениях, называемых садовыми некоммерческими товариществами , связано самым тесным образом с каждым садоводом и решениями, принимаемыми на общих собраниях. Обойти вопросы, возникающие в связи с общими собраниями, стороной - это самая непростительная ошибка.

Новый 217-фз от 29.07.17 г. не стал тем документом, к-й бы однозначно и точно изложил все правовые основы для организации, проведения, принятия решений общим собранием и последующего выполнения этих решений исполнительными органами СНТ. Есть много недосказанностей, а на некоторые вопросы нормы закона вообще не отвечают. Это заставляет граждан искать решение проблем с помощью других нормативных правовых актов.

Материал всей рубрики построен аналогично страницам "Ликвидация безграмотности " и однозначно дополняет их в вопросах защиты прав, как непосредственно садовода, так всего коллектива членов СНТ в целом. Свои проблемы, связанные с общими собраниями, вы также можете решить, связавшись с администрацией сайта, через кнопку "Контакты " в левом нижнем углу страницы или аналогичную кнопку в меню сайта. Необходимо также добавить, что очень многое из нижеследующей информации почерпнуто из практики разных СНТ Калининградской области и других регионов РФ, так или иначе связанной с темой собраний. Информация применима для любого садового некоммерческого товарищества.

Последнее, информация на страницах, посвящённых общему собранию в СНТ, может не соответствовать практике организации и проведения собраний в вашем товариществе. Вполне, может быть так, что тот или иной вопрос в вашем СНТ решается по-другому. Это совершенно не значит, что информация сайта не верна или, наоборот, практика вашего СНТ порочна. Наша задача попытаться найти единственно правильное решение по всем возникающим проблемам общих собраний, к-е бы соответствовало закону. Диалог не исключается Рубрика "Общее собрание членов СНТ" включает в себя следующие страницы:

НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 29.07.2017 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Страница 1. Общее собрание членов СНТ не набирает кворум. Выход из ситуации.

В течение многих лет в большинстве СНТ не собирается кворум для проведения общего собрания членов товарищества. И это не просто слова, и даже не правило. Это констатация факта, к-й сегодня не может быть решён имеющимися в арсенале СНТ средствами. "Значит, выхода нет?" - возникает вопрос. Но ответ, несмотря на пессимизм проблемы, есть. Какой? Это мы разберём ниже на странице. А сейчас обратим внимание на другой простой вопрос: "А насколько законно принято решение общим собранием, если не было кворума? Как принимается решение в таких случаях?"

Всё элементарно и "как бы" законно. Правление вывешивает объявление, оповещает народ по принципу: как получится, а не как по закону, и... проводит собрание. Кто пришёл, тот и принимает решение. Если это решение всех устраивает, то до следующего собрания в СНТ царит тишина и покой. Садоводы сдают денежки по минимуму или по максимуму , правление и бухгалтер их слегка подворовывают. Всё шито и крыто. Слова подчёркнуты не зря. Именно здесь лазейка для воровства. Объясняется это тем, что никто не задаётся вопросом: куда и на какие цели тратятся их взносы? Все выполняют платежи по заведённому давным-давно порядку, а определённая часть садоводов вообще ничего не сдаёт и живёт себе спокойно. И вопрос: "А был ли кворум на собрании, никого не интересует".

Но! Беда в том, что поступающие на счёт СНТ в банке деньги расходуются исключительно на зарплату председателя и бухгалтера. В больших СНТ таких работников больше. Но и контроля в них меньше. А где та самая искомая согласно закону финансово-хозяйственная деятельность СНТ по управлению имуществом граждан, находящимся в общей долевой собственности, или деятельность СНТ по содержанию своего имущества, находящегося в общем пользовании граждан? Это основное поле деятельности во многих СНТ напрочь отсутствует (ст. 7 " " ФЗ-217 от 29.07.017 г.) Как это связано с кворумом общего собрания? Напрямую. Согласно закону, ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания " и ст. 181.3 " " ГК, решение общего собрания, принятое при отсутствии кворума считается ничтожным без решения суда. Из этого вытекает то, что правление, председатель СНТ, члены и не члены СНТ имеют полное право не платить никаких взносов в СНТ, так как такие платежи не установлены решением общего собрания, а само решение незаконно, и исполнению не подлежит.

Однако, вернёмся к нашим баранам. Прошло "как бы собрание", люди проголосовали за принятие "как бы решения", все разошлись. А кворума -то и не было. Если раньше в СНТ недовольные поднимали вой, и начиналось раздвоение общества на враждующие группировки, коих могло быть несколько, то сейчас многое изменилось. Несмотря на нормы ст. 181.5 и ст. 181.3 Главы 9.1 ГК, отдельные бесноватые председатели, несмотря на ничтожность решения собрания, вытекающую из норм закона, всё равно пытаются собирать деньги на выполнение такого решения. В этом случае обойти обращение в суд не получится. Иск подаётся с требованием о признании действий правления СНТ по выполнению ничтожного решения общего собрания, не состоявшегося по основаниям ст.ст. 181.3 и 181.5 ГК (отсутствие кворума), незаконными. Формулировка важна для успеха в суде. Таким образом, истец не ставит перед собой и судом задачи о доказывании ничтожности принятого решения на основании ч. 1 ст. 181.3 "Недействительность решения собрания " ГК, а ставит вопрос о незаконных действиях СНТ в лице его правления и председателя.

Важно: Иск о признании действий СНТ в лице правления (председателя) по выполнению ничтожного решения общего собрания незаконными может быть подан независимо от уведомления всех членов гражданско-правового сообщества (членов и не членов СНТ, имеющих индивидуальные садовые участки в границах садоводства) в соответствии с требованиями ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания ", часть 5, 6, т.к. такой иск не связан с оспариванием самого решения общего собрания.

Во многих случаях, включая другие нарушения, решение собрания всегда может быть оспорено в суде, но в суд бежать никому не хочется. А поскандалить у нас любят. И поэтому летят жалобы во все концы: полицию, прокуратуру, органы самоуправления, губернатору, союзы садоводов области, даже Президенту. Ни один из этих органов или лиц проблему не решают и не решат. Проверено на опыте многих СНТ. Единственное чего могут добиться оппозиционно настроенные граждане, так это отвлечь правление от нормальной полезной работы по управлению имуществом в соответствии с целями, определёнными ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества " ФЗ-217 от 29.07.17 г., если такая работа в СНТ есть.

С другой стороны, сами граждане вместо правильно выбранной стратегии по приведению деятельности СНТ в соответствие с законом, занимаются борьбой с ветряными мельницами. Эта борьба продолжается многие годы во многих СНТ, о чём написано немало на страницах сайта. После проведения очередного общего собрания история повторяется. Как быть в этом случае? Ответ смотрите на странице "Правомочность общего собрания ", как один из выходов для создавшейся ситуации.

Но, для СНТ есть и другой путь. Вернёмся к кворуму и его обеспечению со стороны правления для легитимного проведения общего собрания. Нужно сразу и без компромиссов отбросить так и не состоявшийся институт уполномоченных, к-й был введён ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.98 г. (в новой редакции 2000 г.) Старый федеральный закон уже не действует, а новый этот институт не видит. Он исключён из законопроекта ещё на стадии обсуждения и работы над нормами в недрах Минэкономразвития. Это правильное решение по данному вопросу со стороны разработчиков закона. Самым настоящим правовым беспределом можно назвать ситуацию, когда в СНТ на 500 членов решение принимает правление и 2 уполномоченных. Вы не ослепли. Речь именно про двух уполномоченных. Непонятным в этом СНТ является и участие в собрании уполномоченных членов правления. Но у них так заведено. Новый 217-ФЗ от 29.07.17 г. этот беспредел прекратил. Теперь о варианте, при к-м всегда будет обеспечиваться кворум на общем собрании в СНТ. Этим вариантом является общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме.

На странице сайта "Проведение общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме " подробно рассматриваются все нюансы по подготовке, организации, процессу проведения и последующему оформлению решения такого собрания. Изложена краткая история появления такой формы проведения общих собраний. Нет никакого смысла повторять названный материал. Поэтому здесь мы разберём только вопрос обеспечения кворума и его связь с данной формой собрания.

К сожалению, у разработчиков закона (это Минэкономразвития - их мы должны знать в лицо) не хватило мужества предусмотреть в законе возможность принятия решения правлением или (в случае отказа правления) инициативной группой об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме сразу, минуя очную форму. В настоящий момент есть установленная законом в ч. 21 - 23 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества " последовательность, к-я включает две фазы или, если хотите, два общих собрания, так правильнее:

  1. Общее собрание членов СНТ в очной форме.
  2. Общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме (проводится при условии, при котором первое собрание не имело кворума для принятия законного решения).

Обойти данный порядок, значит нарушить закон. Поэтому, особенно в больших СНТ, проводить пусть даже формально, зная, что людей будет немного, общее собрание членов СНт в очной форме необходимо. После фиксации в протоколе собрания информации о недопустимом количестве участников, не позволяющей рассматривать и принимать какие-либо решения, собрание считается не состоявшимся и переносится на две недели (можно и больше) с такой же повесткой дня. Закон не установил жёстких сроков для переноса собрания. Исключением является только срок уведомления о дате, месте, повестке дня собрания, к-е будет проводиться в очно-заочной форме. Такое уведомление делается строго не менее, чем за 2 недели до даты собрания.

Есть ещё один нюанс. Закон позволяет проводить общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме сразу, без проведения его в "предварительной" очной форме, если в повестку дня такого собрания не включены ниже следующие вопросы:

    Общее собрание в очно-заочной форме не может быть проведено без организации и проведения общего собрания в очной форме при условии включения в повестку дня следующих вопросов:
  1. Изменения устава СНТ.
  2. Избрание председателя, правления и ревизионной комиссии, прекращение их полномочий.
  3. Приобретение земельных участков в собственность юрлица.
  4. Приобретение (создание) имущества общего пользования для юридического лица.
  5. Передача имущества общего пользования юридического лица гражданам, муниципальному образованию или государству.
  6. Распределение вновь образованных участков в границах садоводства между гражданами.
  7. Утверждение приходно-расходной сметы СНТ.
  8. Определение размеров взносов и платежей, порядка расходования целевых взносов СНТ, платы не членов СНТ.
  9. ФЭО размеров взносов и платежей СНТ.
  10. Реорганизация и ликвидация СНТ.

Практика проведения общих собраний в любом СНТ показывает, что ни одно общее собрание не исключает из повестки дня хотя бы один из вопросов, к-е включены в перечень исключений. И это заставляет организацию затрачивать не только время, но и средства на организацию: сначала общего собрания в очной форме, а затем собрания в очно-заочной форме. Конечно, это делается тогда, когда собрание в очной форме не имело положенный кворум для принятия решений.

Есть ещё один вопрос, к-й следует затронуть на данной странице. До вступления в силу 01.01.2019 г. 217-фз от 29.07.2017 г. кворум общего собрания членов СНТ определялся большинством от общего количества членов СНТ, зарегистрированных в реестре членов. Это требование не изменилось и в новом законе. Но зато появилась хитрая норма о праве не членов СНТ принимать участие в работе любого собрания и голосовать по отдельным вопросам. Смотрим:

Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе

6. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в общем собрании членов товарищества. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6, 21 и 22 части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, лица, указанные в части 1 настоящей статьи, вправе принимать участие в голосовании при принятии по указанным вопросам решений общим собранием членов товарищества. По иным вопросам повестки общего собрания членов товарищества лица, указанные в части 1 настоящей статьи, в голосовании при принятии решения общим собранием членов товарищества участия не принимают.

В части 1 статьи 5 217-ФЗ от 29.07.17 г. речь идёт о гражданах ведущих садоводство на своих индивидуальных земельных участках в границах садоводства без участия в товариществе. Пункты 4 - 6, 21 и 22 можно увидеть выше на странице. Для удобства восприятия они подчёркнуты.

Из нормы ст. 5 "Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе " ФЗ-217 от 29.07.17 г. следуют следующие два правила:

Правило 1: Кворум общего собрания членов СНТ всегда определяется по числу членов СНТ зарегистрированных перед началом собрания. Число их должно быть более 50% от общего числа членов СНТ зарегистрированных в реестре членов организации.

Правило 2: Принятие решения общим собранием по вопросам, по которым предоставлено право голосовать не членам СНТ, осуществляется в том же порядке, определённом и для членов СНТ (имеется ввиду квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов СНТ). При этом решение будет считаться принятым, если за него проголосовали члены и не члены СНТ большинством голосов в 2/3 от числа принявших участие в работе собрания граждан.

Пример: Общее собрание рассматривает вопрос "Об утверждении размеров членских взносов и платы для граждан, ведущих садоводство в границах садоводства "СНТ..." без участия в товариществе на 2019 год". На собрании присутствует 60 членов СНТ из 100 членов согласно реестру. Кворум для рассмотрения вопросов повестки дня и принятия решений имеется. В работе собрания принимают участие 70 не членов СНТ.

Подводим итог и делаем вывод с целью определить квалифицированное большинство для принятия решения: Для этого необходимо, чтобы за решение проголосовали 87 человек. Эта цифра составляет 2/3 от общего числа участников собрания, т.е. от 130 человек. 130 /3х2 = 86,6. Т.е. искомая цифра голосов "За" 87 человек.

Решение ставится на голосование. После подсчёта голосов совершенно неважно то, как распределились голоса членов и не членов СНТ при голосовании. Если общее количество голосов "За" не набирает 87, то решение считается не принятым. Граждане, к-е голосуют, как "Воздержался", падают на весы непринятия решения. Это относится к членам и не членам СНТ.

На этом можно поставить точку в вопросе о кворуме для общего собрания и перейти на вторую, важнейшую для этой темы, страницу: Правомочность общего собрания . Есть много нюансов, к-е позволяют выстраивать правильно свою позицию по отношению к принимаемым в СНТ решениям и в целом к деятельности СНТ, несмотря на то, что в статье снова будет идти речь, в том числе, о кворуме.