Надо ли перерегистрировать снт в тсн. Реорганизация СНТ в ТСН на конкретном примере (для ознакомления членов СНТ)

Юрист рассказывает переходе от самой распространенной формы садоводческих некоммерческих объединений граждан – садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) – к товариществам собственников недвижимости (ТСН). В чем отличие этих форм?

Федеральный закон от 05.05.2014 года № 99-ФЗ, вступивший в силу с 1 сентября 2014 года, внес изменения в главу четвертую «Юридические лица» части первой Гражданского кодекса Российской Федерации.

С 1 сентября 2014 года такой организационно-правовой формы, как СНТ, для вновь создаваемых садоводческих некоммерческих объединений граждан нет и новые объединения получают статус товариществ собственников недвижимости.

Согласно пункту 7 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу указанного Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц. Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование. Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Иными словами, учредительные документы СНТ, созданных до дня вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с новыми нормами ГК РФ (в редакции указанного выше Закона) при первом внесении изменений в учредительные документы данных юридических лиц.

Каких-либо предельных сроков для внесения изменений законодательством не установлено.

В пункте 8 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ указано, что со дня вступления в силу данного Закона к созданным до дня его вступления в силу садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ) о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12-123.14 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 12 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная пошлина не взимается.

Чем отличается СНТ от ТСН?

Согласно пункту 2 статьи 123.13 (Имущество товарищества собственников недвижимости) ГК РФ объекты общего пользования в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществах принадлежат членам соответствующего товарищества собственников недвижимости на праве общей долевой собственности. Это одно из отличий ТСН от СНТ. В силу статьи 4 Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» в СНТ имущество общего пользования может являться собственностью товарищества как юридического лица, либо совместной собственностью членов СНТ, если было приобретено за счет целевых взносов. После внесения изменений в ГК РФ, которые вступили в силу после принятия Федерального закона от 05.05.2014 года № 99-ФЗ, объекты общего пользования в товариществах собственников недвижимости принадлежат членам ТСН на праве общей долевой собственности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 123.13 ГК РФ доля в праве общей собственности на объекты общего пользования в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе собственника земельного участка - члена такого некоммерческого товарищества следует судьбе права собственности на указанный земельный участок. Ранее в соответствии с пунктом 1 статьи 19 (Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения) Федерального закона от 15.04.1998 № 66-ФЗ у члена СНТ было право при отчуждении садового, огородного или дачного земельного участка одновременно отчуждать приобретателю долю имущества общего пользования в составе садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества в размере целевых взносов. После вступления в силу Федерального закона от 05.05.2014 года № 99 ФЗ мы видим, что законодатель прописал в законе отчуждение доли в праве на общее имущество одновременно с отчуждением земельного участка.

Теперь при отчуждении земельного участка член товарищества не может оставить себе право на долю в общем имуществе. Право собственности на данную долю переходит к покупателю земельного участка одновременно с переходом права собственности на сам участок.

Также некоторые изменения коснулись и досрочного прекращения полномочий постоянно действующих органов товарищества. В статье 123.14 (Особенности управления в товариществе собственников недвижимости) ГК РФ указано, что по решению высшего органа товарищества собственников недвижимости (общего собрания членов) полномочия постоянно действующих органов товарищества могут быть досрочно прекращены в случаях грубого нарушения ими своих обязанностей, обнаружившейся неспособности к надлежащему ведению дел или при наличии иных серьезных оснований. Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ в принципе не предусматривал досрочного прекращения полномочий постоянно действующих органов товарищества (правления и председателя) по таким основаниям.

При внесении любых изменений в Устав организационно-правовая форма СНТ, ДНП, ДНТ и пр. АВТОМАТИЧЕСКИ меняется на ТСН - товарищество собственников недвижимости.

Т.е. в новом Уставе указываем ТСН, выдаются новые свидетельства ИНН и ОГРН на ТСН.

Если оставить СНТ, ДНП, ДНТ и пр., налоговая документы не зарегистрирует.

Кооперативы остаются кооперативами!

Несколько фактов о ТСН.

Вопреки распространенному мнению, переход на ТСН никак не связан с навязыванием управляющих компаний.

Обязанности и крайнего срока смены организационно-правовой формы законодательно не установлено.

Имущество остается в том же количестве за ТСН, как и было в СНТ.

Члены СНТ остаются членами ТСН. Никого принимать в члены повторно не нужно.

№ 99‑ФЗ

"3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

4) товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

Президент

Российской Федерации

Москва, Кремль

С 1 сентября 2014 года не существует такой организационно-правовой формы, как садоводческое, огородническое и дачное некоммерческое товарищество. Такие товарищества подлежат приведению в соответствие с новыми нормами гл.4 ГК РФ (в ред. ФЗ от 05.05.2014 No99-ФЗ) при первом изменении учредительных документов. Так как в классификаторе организационно-правовых форм СНТ, ДНП, ДНТ и пр. больше нет, остаться СНТ (ДНП, ДНП) даже по решению общего собрания членов не получится. У вас просто налоговая не примет форму с указанием СНТ «***».

Для смены организационно-правовой формы с СНТ на ТСН достаточно изменить Устав. Для этого необходимо разработать форму устава, соответствующую нормам действующего законодательства или внести любое незначительное изменение в существующий. Утвердить новую форму устава решением общего собрания членов. Далее заполняем форму Р13001 и заверяем ее у нотариуса. В налоговую подается два экземпляра нового устава, протокол общего собрания, форма Р13001. В Форме Р13001 и новом уставе сразу указывается ТСН (Товарищество собственников недвижимости).

Предельных сроков для смены организационно-правовой формы не установлено, однако, в связи с вступлением в силу с 01 января 2019 года нового закона № 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" назревает необходимость внесения изменений в уставы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ. Новый закон кардинально отличается от действующего 66-ФЗ, это значит, что положения вашего действующего (старого) устава будут противоречить действующему законодательству. Так как закон выше устава, то действовать будет закон, но в этом придется убеждать всех ваших садоводов.

С 01 сентября 2018 года вступает в силу новый закон РФ, согласно которому все «новоиспеченные» организации обязаны формироваться как товарищества собственников недвижимости (ТСН) вместо СНТ и ТСЖ.

При этом не нужно переоформлять уже имеющиеся СНТ и ТСЖ. Все коммерческие документы и названия товариществ, что были сформированы до момента реализации данного закона, преобразуются согласно новым правилам 4-й главы гражданского кодекса Российской Федерации, который не устанавливает окончательные временные пределы преобразования данных. Более того, при перерегистрации документов нет никаких государственных пошлин.

Товарищество собственников недвижимости (ТСН) — это свободная интеграция держателей недвижимых владений для реализации права граждан РФ на имение, использование и распоряжение любым своим имуществом.

Основная цель ТСН — это выполнение главных назначений коллективного пользования собственности участников сообщества. ТСН имеет право на заключение договоров (включая обеспечение, предоставление коммунальных сервисов, починка совместного имущества); самостоятельное составление сметы всех затрат и прибыли; пользование кредитами и оплату услуг и работ внутри ТСН;

продажу, обмен и передачу общей собственности на временное пользование; предоставление законных интересов всех участников товарищества перед лицом федеральных органов, включая налоговую инспекцию.

Также ТСН имеет право на застройку или перестройку участков земли, которые принадлежат товариществу. Наряду с этим, ТСН имеет ряд обязательств, таких как исполнение регламента и всех пунктов нормативно-правового кодекса, поддержка должного санитарного и технического состояния социальной собственности, бухгалтерский учет и оплата налогообложении, и выполнение юрисдикции каждого члена организации.

Плюсом ТСН можно считать тот факт, что это не частное объединение, вся его муниципальная деятельность производится только для свершения задач, которые задаются уставом, собственно, поэтому и основалось такое товарищество. Все доходы не распределяются среди членов ТСН, а направляются на содержание коллективного имущества в соответствующем состоянии.

К минусам ТСН можно отнести то, что будучи юридическим лицом, сообщество может подать на банкротство без гарантированной репатриации вложенных средства в фонд товарищества. Помимо этого, сосредоточенность объединения на вопросах распределения жилых фондов может поспособствовать возникновению ситуации, когда интересы проживающих не будут браться во внимание (например, аренда жилья).

Все же, если соотнести все плюсы и минусы такой модели государственных кооперативных товариществ, то плюсов явно больше, особенно если ее сравнить с другими видами слияний владельцев недвижимости.

Хочется обратить внимание, что главным отличием ТСН от СНТ можно назвать то, что предметы коллективного пользования в дачных, садовых и огороднических сообществах являются собственностью участников данного ТСН на основе общего имущества в долях. Еще одна отличительная черта – собственность совместного потребления в СНТ является владением юридического лица или совместным владением всех участников СНТ, если она была получена при помощи целевых вклады, а объекты коллективного пользования в ТСН принадлежат участникам ТСН на правах смежного имущества в определенных долях.

Более того, ранее участник СНТ при продаже участка земли имел основания на параллельное отчуждение покупателю доли недвижимости коллективного пользования в составе товарищества в пределах членских взносов. Сейчас отчуждение доли совместного имущества протекает одновременно с отчуждением земельных владений, то есть участник ТСН лишается права на долю в коллективном имуществе, так как оно передается покупателю вместе с правом собственности самой площади.

Есть такие модификации, которые затронули преждевременное завершение полномочий действующих органов сообщества. В законоположении говорится, что права органов управления могут прекратиться досрочно вследствие нарушения должностных обязанностей, неумения вести дела товарищества надлежащим образом или других серьезных причин. Данное решение принимается вышестоящим органом ТСН. Хотелось бы отметить, что предыдущий закон не предусматривал резкое увольнение руководящего звена, которое могло базироваться на таких основаниях.

Однажды один немецкий конструктор пришел к выводу: «Если хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Данный афоризм хорошо характеризует причины создания некоммерческих организаций (НКО) таких как ТСЖ (Товарищество собственников жилья), ТСН (Товарищество собственников недвижимости) и СНТ (Садоводческое некоммерческое товарищество)- объединение собственников недвижимого имущества с целью совместного ведения хозяйством во имя поддержания стабильности и процветания членов НКО.

Однако возникает вопрос: если учредители данных НКО преследуют одну и ту же цель, почему есть несколько вариантов этих форм и для чего это нужно? Ниже предлагаю разобраться в этом вопросе путем сравнения ТСЖ и ТСН, ТСН и СНТ.

Прежде всего, стоит отметить, что ТСЖ и СНТ - это виды ТСН .

ТСН - это согласно ст. 123.12 ГК РФ добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами).

Согласно п.1 ст. 135 ЖК РФ ТСЖ - это вид ТСН, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме или объединение нескольких многоквартирных домов. Членом ТСЖ могут стать только собственники помещений в многоквартирном доме.

  • в нескольких многоквартирных домах, которые имеют общую границу;
  • нескольких ;
  • дачных домов с приусадебными участками или без них;
  • гаражей и других объектов.

ТСЖ вправе:

  • заключать договор управления многоквартирным домом;
  • определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на и реконструкцию многоквартирного дома и т.д.;
  • устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника;
  • выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги;
  • пользоваться предоставляемыми банками кредитами;
  • передавать по договору материальные и денежные средства лицам, выполняющим для товарищества работы и предоставляющим услуги.

Юристы компании «Абонент Консалт» не находят объективных причин ликвидации ДНТ как формы.

Дальнейшее сравнение СНТ и ТСЖ представлено в таблице для наглядности:

Критерии сравнения ТСЖ СНТ
Что их объединяет Подвид ТСН Подвид ТСН
Чем регулируется Жилищный кодекс РФ Закон №66-ФЗ до 31.12.2018;

Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Король умер. Да здравствует король!

Поводом для написания данной статьи послужило вступление с 01.09.2014 г. в действие Федерального закона № 99 от 05.05.2014 года, который внёс изменения в Главу 4 Часть 1 Гражданского кодекса РФ. Его можно было бы и не заметить, но он круто развернул деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ граждан из русла не вполне понятной деятельности названных юридических лиц к чётко очерченной деятельности новых объединений -. Согласно афоризму можно сказать о том, что СНТ 1 сентября 2014 г. умерло, а родилось новое ТСН .

Как всегда, законодатель принял закон, который из-за отсутствия мало-мальски значимой и разъяснительной информации в данной области, не позволяет большинству садоводов понять механизм и правильно осуществить переход от садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) к товариществу собственников недвижимости (ТСН).

Интернет ограничился переписыванием закона в разных форматах без всяких объяснений. Поэтому, кто как понял, тот так и поступил, и поступает. А большинство затаилось и ждёт от ГД, органов власти, Федеральной налоговой службы разъяснений. А они не торопятся и, похоже, ничего объяснять не будут. В законе всё уже написано, надо только исполнять его нормы. В нашей Калининградской области наше СНТ "Пищевик" первым спохватилось и уже в сентябре 2014 г. внесло изменения в соответствии с требованиями нового закона в свой устав и наименование (подробно об этом ниже). Результат таких действий оказался отрицательным. То есть, перейти от СНТ к ТСН с первой попытки не удалось. В пику нашей активности областной Союз садоводов, наоборот, посоветовал сидеть тихо и ни в коем случае не регистрировать ТСН , чтобы не разрушать садоводческое объединение. Других объяснений из Союза по вопросу: "Как и почему не надо выполнять закон?" - не последовало.

Однако, как бы там ни было, а отрицательный результат и отсутствие внятных объяснений - это тоже результат. И он заставил искать решение вопроса во второй раз. Оно было найдено с помощью Андрея Францева, инженера-теплотехника из Москвы, который помог понять суть изменений в законодательстве о СНТ и, конечно, материалов Интернета по данной проблематике. Решение оказалось несложным, можно даже сказать простым. Все нормы, объясняющие правила перехода от СНТ к ТСН, изложены в нашем ФЗ-66 от 15.04.98 г. и новой Главе 4 части 1 ГК. Но мы, садоводы, их просто не видим в силу разных причин, в числе которых наша некомпетентность и недостаток времени для изучения всех особенностей СНТ, урегулированных различными законами и постановлениями правительства. Для многих людей эта тема всегда останется за семью печатями недоступной для понимания.

Именно поэтому применение норм, названных выше законов, в отношении СНТ - ТСН вызвало в сети, на садоводческих форумах, сайтах немало словесных баталий. И мало где бойцы нашли истину, которая бы ясно и понятно объяснила любому председателю правления, членам СНТ - как правильно, с наименьшими потерями, последовательно и с первого раза осуществить переход от СНТ к ТСН.

Информация этой страницы нашего сайта как раз и призвана расставить все точки на "i", разрисовать всю последовательность работы правления по смене организационно-правовой формы. Заодно разобраться и с вопросом: "А надо ли торопиться в смене СНТ на ТСН? Ведь 99-фз не требует немедленного действия, а значит это неприятное занятие можно оттянуть на годы...!" Вот только - можно ли?

Рассмотрим следующие вопросы, которые очень важны для выработки быстрого и правильного подхода к этой непростой задаче в жизни каждого садоводческого объединения:

Что из себя представляет переход от СНТ к ТСН с точки зрения Гражданского кодекса и ФЗ-66 от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"? Что при этом происходит, или что должно произойти? Надо ли спешить со сменой организационно-правовой формы?
Как не надо осуществлять переход от СНТ к ТСН, и что из этого получается?
Каков правильный механизм перехода от СНТ к ТСН, какой должен быть результат после регистрации юридического лица?

Садоводческие некоммерческие объединения (товарищества, партнёрства, потребительские кооперативы) после 01.09.2014 г.

Организационно-правовая форма (ОПФ) юридического лица,
внесение изменений в учредительные документы.

Не откроем никому секрет, если внесём утверждение о том, что все юридические лица имеют определённую организационно-правовую форму , к примеру: хозяйственное товарищество, производственный кооператив, общественная организация, , некоммерческое партнёрство , потребительский кооператив .

Содержание статьи приведено в соответствие действующему законодательству, ссылки на ОПФ здесь и ниже, а также все особенности образования и деятельности юридических лиц отвечают нормам Главы 4 "Юридические лица" Части 1 ГК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 г. Ранее действовавшие ОПФ юридических лиц упоминаются только в отношении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

С даты вступления в действие (01.09.2014 г.) Главы 4 Части 1 ГК (99-фз от 05.05.2014 г. ) все юридические лица на территории РФ должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для этого кодексом. Другими словами список ОПФ для юридических лиц закрытый. И в нём нет места для СНТ (а также для огороднических и дачных некоммерческих товариществ). Проверим верность этого предложения на норме закона:

ГК, часть 1 Глава 4 "Юридические лица"

Статья 48. Понятие юридического лица.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Норма статьи требует регистрации создаваемого юридического лица только в указанных в Главе 4 организационно-правовых формах.

Гражданский кодекс предусматривает много различных организационно-правовых форм. Большинство из них нас, садоводов, абсолютно не интересуют, как не интересовали и раньше. Без изменений остался и характер деятельности садоводческих объединений граждан. Он как был некоммерческим, так им и остался. Обратимся к тем ОПФ, которые нам интересны и предусмотрены для граждан, имеющих на праве собственности либо на другом законном основании земельные участки с разрешённым использованием для садоводства:

Глава 4, Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

    3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:
  1. потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы , общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  2. ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнёрства , саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  3. товариществ собственников недвижимости , к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

Что всё это значит? Как эти организационно-правовые формы должны применяться на практике? Каким образом должны быть выстроены действия садоводческих, огороднических и дачных объединений после 1 сентября 2014 года? Давайте разбираться в том, что с этим всем делать дальше.

Выводы по новым организационно-правовым формам садоводческих объединений:

  1. Садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы фактически не претерпели изменений. Такие ОПФ были предусмотрены и ранее ст. 4 п. 1 "Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений " ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Это значит только то, что такие кооперативы продолжают существовать и в новых условиях.
  2. Cадоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнёрства также не претерпели изменений. И они продолжают существовать дальше.
  3. СНТ (садоводческие, огороднические и дачные) перестали существовать . Главой 4 Гражданского кодекса такая организационно-правовая форма не предусмотрена. Значит в новых условиях после вступления в силу № 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ поставлены вне закона .

Не следует считать, что вся деятельность СНТ после 1 сентября является незаконной. Согласно нормам ст. 3 п. 8 99-фз от 05.05.2014 г. к СНТ, СНП, ДНТ применяются положения Главы 4 ГК о товариществах собственников недвижимости. Это означает то, что деятельность СНТ до приведения их в соответствие новой ОПФ : товарищество собственников недвижимости является законной, если не противоречит новому Гражданскому кодексу. Но! Не всё так однозначно и просто.

ВАЖНО: СНТ, как садоводческое объединение граждан, вопреки мнению многих садоводов, никем (Государственной Думой, Правительством РФ, чиновниками) не уничтожено и такой задачи никто никогда не ставил.
С целью приведения законодательства о садоводческих объединениях граждан к нормам новой Главы 4 Части 1 Гражданского кодекса ФЗ- 99 от 05.05.2014 г. предписывает изменить организационно-правовую форму большинства садоводческих объедиенний с СНТ на ТСН (товарищество собственников недвижимости) либо другую ОПФ, разрешённую законом.

Итак, мы убедились, что потребительские кооперативы и некоммерческие партнёрства продолжают существовать и далее. Можно было бы успокоиться и ничего не делать. Но спокойной жизни для этих ОПФ Гражданским кодексом не обещано. По сравнению со старой Главой 4 в новую внесено столько всего нового, что не затронуть сегодняшнее безбедное существование кооперативов и партнёрств, а точнее их уставную деятельность, невозможно.

Некоторые нововведения из Главы 4 ГК для потребительских кооперативов, некоммерческих партнёрств и товариществ собственников недвижимости:

  1. Определена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица (дополнительная статья 53.1).
  2. Внесены значительные изменения в порядок реорганизации , ликвидации, создания юридических лиц.
  3. Кооперативы и партнёрства отнесены к корпоративным организациям (ст. 65.1), в связи с чем определены права и обязанности участников (ст. 65.2), особенности управления в корпорации (ст. 65.3).
  4. Появилась необходимость создания единоличного исполнительного органа (ст. 65.3 п. 3).
  5. Корпоративным некоммерческим организациям посвящён целый 6 параграф, чего в старом кодексе не было.
  6. Особенности потребительских кооперативов раскрыты в двух статьях вместо одной (ст. 123.2 и 123.3).
  7. Некоммерческие партнёрства отнесены в группу ассоциаций и союзов, тем самым изменив цели и задачи садоводческих некоммерческих партнёрств (ст. 123.8).
  8. Особенности создания, содержания уставов, основ управления, прав и обязанностей членов ассоциаций и союзов представлены отличными от подобных в 66-фз (123.9 - 123.11).

С 01.09.2014 г. 4 Глава ГК прямо предусматривает обязательность руководства новыми нормами закона до приведения в соответствие всех нормативно-правовых актов РФ в соответствие новым требованиям. Будут ли при этом внесены изменения в наш 66-фз, пока неизвестно.

  1. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
  2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):
    1. ) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам , обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);
    2. ) к некоммерческим партнёрствам , объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11);
    3. ) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14);

Вывод: С целью приведения деятельности садоводческих объединений в соответствие нормам и требованиям новой Главы 4 ГК следует, как минимум, внести изменения в уставы всех садоводческих, огороднических и дачных объединений (в т.ч СНТ, но о них отдельный разговор ниже).

№ 99-фз от 05.05.2014 г. Статья 3.

7. Учредительные документы , а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Важно: СНТ и ТСН - это организационно-правовая форма, а "Пищевик", "Ромашка" и пр. - это наименование юридического лица. И то и другое содержится в уставе юридического лица. Однако смена наименования не влечёт за собой смену организационно-правовой формы.

Естественно многие садоводы уже читали 4 Главу ГК и возразят, что дескать никаких сроков не установлено, можно и дальше жить припеваюче, не заботясь о последствиях. Можно, но последствия наступят быстрее, чем объединение и его органы управления озаботятся работой связанной с изменениями устава . Так как наши садоводческие объединения никому не нужны кроме нас (садоводов), то следует предвидеть возможные последствия такого безответственного отношения к своим учредительным документам. Политика выжидания ничего не изменит, а вскоре может принести беду. Это больше похоже на мину замедленного действия или на ружьё в пьесе, которое висит на стене с начала спектакля. Рано или поздно мина взорвётся, а ружьё выстрелит. В роли мины или ружья сейчас выступает Глава 4 Гражданского кодекса.

Следует знать , что процедура приведения учредительных документов юридических лиц в соответствие нормам Главы 4 ГК для разных организационно-правовых форм юридических лиц разная, поэтому и сроки для разных юридических лиц и процедур установлены законом различные.

К примеру для наших условий, садоводческому кооперативу будет достаточно 1 - 2 месяцев, а то и меньше, а процедура перехода от СНТ к ТСН потребует больше усилий и большего объёма работы, а значит, и большего срока. Хотя всё очень относительно, и больше связано с субъективным фактором, т.е. с расторопностью председателей правления, чем с самой процедурой.

Необходимость скорейшего приведения учредительных документов в соответствие законодательным актам:

  1. Цели и задачи, решаемые садоводческими объединениями должны чётко соответствовать тем целям и задачам, которые прописаны в законе.
  2. Данную проблему можно решить путём анализа норм 99-фз, норм 66-фз и устава, который поможет выявить несоответствие целей и задач объединения прописанных в учредительном документе. Фактически уставная деятельность объединений по-старому приводит их во внеправовое поле. Уставом определены одни задачи, а новым законом другие. Обязанности и права членов определены согласно 66-фз, а новые обозначены в Главе 4. К примеру, появилось право члена объединения оспорить решение общего собрания, нарушающего его законные права и интересы, но это право можно применить не во всех случаях. Есть свои особенности, к-х нет в 66-фз. Незнание их, отсутствие их в уставе может привести к тому, что один вредный член СНТ отменит нужное и необходимое всем решение общего собрания.

  3. Учредительные документы должны соответствовать нормам закона.
  4. Учредительным документом является только устав объединения. Если его нормы не соответствуют действующему законодательству, то такой устав перестаёт работать. На основе анализа и выявленных несоответствий закону по шаблону старого устава правление (группа лиц, юрид. контора) пишут новый устав, к-й затем предлагается для ознакомления членам объединения. После внесения всех правок правление готовит общее собрание, где и утверждается новый устав.

  5. Изменения, связанные с приведением в соответствие закону учредительных документов, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
  6. Устав начинает действовать после регистрации соответствующих изменений в гос. регистрирующем органе. Для садоводческих объединений - это инспекция ФНС.

Последствия неприведения учредительных документов в соответствие Главе 4 ГК:

  1. Объединение может быть исключено из ЕГРЮЛ за нарушения законодательства.
  2. Если председатель правления и члены правления никогда и ничего не делают в соответствии с нормами закона, если в объединении нет никаких отчётных документов, нет официальных сделок, нет, в конце концов, никакого бухгалтерского учёта, общих собраний и т.п., то в таком садоводстве никто и ничего не заметит. Это будет до той поры, когда люди заметят, что их деньги самым наглым образом ежегодно перекочёвывают в карман правления и лиц приближённых к местному фюреру. Но будет поздно. Потом объединение придётся создавать заново. Мало того, исключённое из ЕГРЮЛ СНТ не имеет права совершать ни одной сделки, заключать официальные договоры, вести какую-либо переписку, работать с банками через свой счёт (несуществующего юр. лица) и т.д. Ведь по сути такого юридического лица нет, нет правления, нет председателя, нет общего собрания. Есть только собственники земельных участков и всё!

    Следует также помнить, что следствием исключения СНТ из ЕГРЮЛ может стать отключение объединения от энергоснабжения, воды и пр. радостей цивилизации. Объяснение простое: нет юридического лица (СНТ), к-е было, являлось второй стороной по договору с ресурсоснабжающими организациями.

  3. ИФНС за допущенные нарушения может и обязано наложить штрафы на юрлицо и руководителя.
  4. Попробуйте догадаться с одного раза: "Кто будет оплачивать эти штрафы?" Правильный ответ: "Садоводы". А им это нужно? И если инициативной группе дело поставить правильно, то есть смысл сместить с трона такое руководство, возместив ущерб принесённый объединению за счет виновных лиц. Кстати, в Главе 4 ГК есть и ответственность руководства за допущенные ими нарушения.

  5. Уставная деятельность садоводческих объединений из-за повсеместного невыполнения требований закона всеми ответственными за это лицами, органами приводит к ничтожности всех решений, сделок, операций, сборов взносов и платежей и т.д.
  6. Однажды садоводческие объединения уже переживали времена, когда на месте садоводческих товариществ в отсутствие проведения процедуры реорганизации вдруг объявились садоводческие некоммерческие товарищества. Происходило это в период вступления в действие 66-фз от 15.04.1998 г. И сегодня у образовавшихся тогда СНТ до сих пор нет никаких прав на имущество с/т. Сейчас это может повториться, а завтра вновь образовавшиеся ТСН останутся без созданного их предшественниками СНТ-шного имущества. Это не сразу будет обнаружено. Но через некоторое время люди это узнают и вполне могут заявить, что не будут оплачивать взносы за то, чего нет в объединении.

    Исходя из названия этого пункта может быть ситуация, когда любое решение, действие, сделка, защита прав СНТ в суде, банке, гос. учреждении, организации будут признаны незаконной деятельностью. Причина одна: СНТ, как ОПФ, не существует в РФ с 01.09.2014 г. А значит все подписи под документами, связанные с СНТ, не будут соответствовать закону.

  7. Могут начаться открытые "боевые действия" с регистрирующими органами (ИФНС) и прокуратурой.
  8. Инициатором развязывания боевых действий может быть кто или что: СНТ, ИФНС, прокуратура, члены СНТ, журналисты, граждане, ведущие индивидуальную садоводческую деятельность, союз садоводов области и т.д. Инициирование произойдёт на фоне неисполнения садоводческим объединением норм 99-фз, отсутствия контроля за этим процессом со стороны конкретной ИФНС и надзора над этим процессом прокуратуры. При любом раскладе в ходе боевых действий наиболее пострадавшей стороной будет СНТ и немножко ИФНС. Начатая война бумерангом пройдётся по всем организационно-правовым формам садоводческих объединений, отсиживающихся в кустах.

Из всего сказанного вытекают два направления дальнейших действий по приведению учредительных документов в соответствие нормам 4 Главы Гражданского кодекса:

1. Для и потребительских кооперативов - с учётом норм для указанных ОПФ необходимо срочно разработать новую редакцию устава, утвердить его на общем собрании членов объединения и зарегистрировать устав в инспекции Федеральной налоговой службы.

2. Для садоводческих некоммерческих товариществ , некоммерческих партнёрств - с учётом норм 99-фз необходимо провести процедуру реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования и процедуру реорганизации партнёрства в ассоциацию или союз.

В Интернете вокруг СНТ и ТСН развернулись настоящие словесные бои. Юристы и не юристы, любопытствующие, председатели и члены СНТ не на шутку спорят по вопросу: "А надо ли проводить реорганизацию, а не проще ли малыми средствами и малой кровью просто переработать устав и зарегистрировать его в установленном порядке в ИФНС?" Якобы вот же в законе написано (99-фз от 05.05.2014 г. ст. 3 п. 7 - см. выше), что не надо никаких сложностей, законодатель специально упростил процедуру для СНТ.

Для дачи правильного ответа мы просто должны для себя уяснить: с 01.09.2014 года СНТ (ОНТ, ДНТ), как организационно-правовых форм на территории РФ, больше не существуют. Вместо них Главой 4 ГК введена новая организационно-правовая форма ТСН (товарищество собственников недвижимости ). Старые формы и новая не тождественны, их определения отличаются априори:

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество - - некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение). Товариществом собственников недвижимости признаётся - добровольное объединение собственников недвижимого имущества (... садоводческих, огороднических или дачных земельных участков), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В случае с СНТ - ТСН меняется организационо-правовая форма. Это важно. Смотрим Статью 39 п. 1 нашего 66-фз: Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов. Статью пока никто не отменял. Она действует, но определённый ею порядок реорганизации для СНТ уже устарел и не соответствует нормам ГК в его нынешней редакции. Однако к приведённой цитате из 66-го закона по вопросу реорганизации это не имеет отношения. Отсюда следует:

Вывод: В ходе приведения учредительных документов в соответствие нормам 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ необходимо провести процедуру реорганизации в форме преобразования , порядок которой определён Главой 4 Гражданского кодекса РФ и 129-фз от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Другой проецедуры законом не предусмотрено.

Сменить организационно-правовую форму путём внесения изменений в устав СНТ не получится. Уже есть практический пример "Пищевика" (ниже). Давайте разбираться дальше.

Порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Для начала описания всей процедуры внесения изменений в учредительные документы юридического лица обратимся к нормам закона:

№ 66-фз от 15.04.98 г. Статья 16 п. 3

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утверждённый общим собранием учредителей некоммерческого объединения.

Аналогично изложена данная норма и в Гражданском кодексе:

ГК, Часть 1, Глава 4, Статья 52 "Учредительные документы юридических лиц" п. 1

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

То есть, других учредительных документов в садоводческом объединении нет и никогда не было. Протокол учредителей об образовании объединения учредительным документом не является.

Последовательность приведения учредительных документов в соответствие законодательству рассматривается во второй части статьи сайта для садоводческих (огороднических, дачных) некоммерческих потребительских кооперативов. Для этих ОПФ следует поступать так, как изложено на странице. По этому же пути двигалось СНТ "Пищевик", поэтому все действия расписаны на примере СНТ. Та же последовательность определена для ПК.

По результатам всех проведённых мероприятий в "Пищевике" "СНТ", как организационно-правовая форма, не изменилась, так и оставшись "СНТ". Именно такой результат и нужен потребительским кооперативам, в ходе приведения их учредительных документов к нормам 4 Главы ГК.

Последовательность работы органов управления в садоводческом объединении:

  1. Принятие решения правлением.
  2. В протоколе заседания правления должны быть отражены сроки подготовки и ответственные лица за подготовку новой редакции устава объединения. Этими лицами могут быть кто угодно, в т.ч. юридическая контора. Следует только помнить о том, что все конторы ставят перед собой цель - заработать деньги, а не добросовестно исполнить договор. Бывают исключения. О сроках не говорим. Поэтому, если результатом работы юридической конторы будет проект устава с грамматическими ошибками, то не факт, что в тексте не будет правовых ошибок. Другими словами, после юристов целесообразно будет заново сверить весь текст с нормами Главы 4 Гражданского кодекса.

    В этой ситуации лучшим выходом будет поручение группе из 2 - 3 членов СНТ, включая члена (членов) правления, разработать проект устава, а уж затем отдать его на проверку соответствия текста нормам закона в юридическую контору или хорошему юристу, заключив соответствующий гражданско-правовой договор.

    В любом случае координатором работы над проектом устава должен быть председатель правления.

  3. Подготовка проекта нового устава.
  4. В СНТ "Пищевик" над проектом устава работал один человек, он же администратор этого сайта. В устав были внесены все правки, которые касаются новых недавно вступивших в силу законодательных актов, а именно, трёх новых федеральных законов, внёсших изменения в части 1 и 4 Гражданского кодекса РФ, в Земельный кодекс РФ и ФЗ-66 от 15.04.98 г. (№ 100-фз от 07.05.13 г. , № 99-фз от 05.05.14 г. и 171-фз от 23.06.14 г. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    Все указанные законодательные акты можно найти в Интернете, 66-фз с внесёнными правками можно скачать по ссылке: действующая редакция 66-фз от 15.04.98 г. (бесплатно).

    Недостатки этой работы выразились в том, что не все требования новых нормативно-правовых актов были учтены в проекте устава для ТСН . Старый устав СНТ, который больше соответствовал типовому уставу садоводческих объединений ещё времён СССР, был заменён новым, отвечающим целям и задачам СНТ, но не отражающим все реалии Главы 4 Гражданского кодекса для товарищества собственников недвижимости. Не учтена также и группа в которой сегодня находится ТСН среди других организационно-правовых форм юриических лиц. А к этой группе причислены и товарищества собственников жилья. Значит уставы ТСЖ и новой ОПФ "товарищество собственников недвижимости" должны быть, если не идентичны, то во многом похожими.

    Вполне возможно, что при условии более активного участия в этой работе со стороны членов СНТ, устав мог бы быть доработан в лучшую сторону, но этого не произошло. На этом этапе все причастные к этой деятельности на 100% были уверены в правильности и полноте проделанной работы в целях подготовки к переходу от СНТ к ТСН.

  5. Организация и проведение общего собрания членов объединения.
  6. На заседании правления СНТ проект устава был рассмотрен и рекомендован для утверждения общему собранию членов СНТ. Были определёны дата и повестка дня очередного общего собрания членов СНТ.

    В означенную в объявлении дату согласно уведомлениям членов СНТ состоялось общее собрание , где устав был принят в новой редакции. Председателю правления было поручено зарегистрировать устав, читай "изменения в учредительных документах", в инспекции ФНС г. Калининграда.

  7. Подготовка документов для государственной регистрации изменений в учредительных документах объединения.
  8. Процедура регистрации изменений в учредительных документах юридического лица абсолютно не сложная и не требует специальных знаний. Если у вас в объединении совсем плохо по части образования председателя (др. членов), то последний может оформить доверенность на любого человека либо юридическую контору. Просто это будет стоить некоторое количество дополнительных денег для членов СНТ. В течение 1 - 2 недель в зависимости от разгильдяйства исполнителя, ваше объединение уже будет щеголять новым уставом.

    Для выполнения всех действий по регистрации изменений в учредительных документах согласно (п. 1 ст. 17 № 129-фз от 08.08.2001 г.) необходимы :

  • действующий председатель правления, сведения о котором внесены в реестр сведений о юридическом лице (ЕГРЮЛ), т.е. его полномочия в настоящий момент с момента проведения последних выборов общим собранием членов СНТ, ещё не истекли;
  • две копии устава, ничего прошивать и скреплять не нужно, печать на титульном листе ставить не нужно (если меняется наименование объединения);
  • протокол общего собрания членов объединения об утверждении устава;
  • заявление о регистрации изменений в учредительных документах юридического лица по форме Р-13001. Форма должна быть заполнена от имени председателя правления (лица по доверенности) и заверена нотариально.
  • Повестка дня общего собрания по реорганизации имеет некоторые особенности и в неё должны быть включены следующие вопросы в той постановке и последовательности, в какой они перечислены ниже:

    • О реорганизации СНТ "..." в форме преобразования в ТСН "...".
    • О наименовании и месте нахождения ТСН.
    • Об утверждении устава ТСН "...".
    • Об избрании правления ТСН "...".
    • Об избрании председателя ТСН "...".
    • Одним из пунктов решения по этому вопросу должно быть поручение председателю товарищества подготовить и представить документы в ИФНС для государственной регистрации реорганизации в форме преобразования СНТ... в ТСН.

      Обратите внимание, что в ТСН избирается председатель товарищества , а не председатель правления. Это разные права и обязанности, разная ответственность (п. 2 ст. 123.14 "Особенности управления в товариществе собственников недвижимости ") в отличие от председателя правления СНТ.

    • Об избрании ревизионной комиссии ТСН "..."

    Кроме того, следует учитывать требования ст. 181.2 "Принятие решения собрания " Главы 9.1 Гражданского кодекса к правилам написания протокола общего собрания. Образцы написания протоколов по всем правилам полного протокола и краткого протокола общих собраний можно увидеть по ссылкам.

    Следует обратить внимание на то, что в образцах протоколов есть записи о лице (лицах), проводивших подсчёт голосов, и лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести об этом запись в протокол.

  • Регистрация реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования.
  • После общего собрания председатель ТСН готовит и представляет в налоговую инспекцию следующие документы:

  1. Заявление по форме Р12001, заверенную нотариально.
  2. При заполнении поля формы "ОКВЭД" следует выбрать: Управление недвижимым имуществом, код 70.32.

  3. Протокол общего собрания о реорганизации.
  4. Устав создаваемого в процессе реорганизации юридического лица - 2 экз.
  5. Копии не прошиваются, не подписываются, печать не ставится. Оформление титульного листа устава см. по ссылке.

  6. Документ об уплате госпошлины за регистрацию в размере 4000 рублей.
  7. В соответстии с нормой ст. 3 п. 12 ФЗ-99 от 05.05.2014 г. " при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается ".

  8. Документы на юридический адрес создаваемого юридического лица (рекомендуется, но не обязательно).
  9. По окончании срока регистрации налоговый орган, осуществляющий регистрацию выдаёт председателю ТСН Свидетельство о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица - СНТ, Свидетельство о создании в процессе реорганизации нового юридического лица ТСН. Председатель также получит уведомление о снятии с налогового учёта и Свидетельство о постановке на налоговый учёт, а также Устав нового юридического лица - ТСН.

  • Изготовление печати и открытие расчётного счёта реорганизованного объединения.
  • Трудностей для этого этапа никаких нет. Председатель берёт необходимые по перечню, определяемому банком, документы, едет в банк и переофомляет счёт. Перед этим заказывает новые печати в любой из контор, к-е этим занимаются.

    На этом процедуру приведения учредительных документов и наименования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствие нормам новой Главы 4 ГК, введённой в действие 99-фз от 5 мая 2014 года, можно считать законченной. Далее работаем по новому, с новыми целями и задачами объединения.