Функциональность решения. Модуль «Бюджетирование В каких программах 1с есть бюджетирование

Тщательная разработка бюджетов - одна из основ эффективной деятельности любого современного предприятия, нацеленного на успешное развитие. В то же время, бюджетирование - одна из наиболее сложных и ответственных задач, выполнение которой ложится на плечи финансовых менеджеров и иных финансовых специалистов компании. И сегодня решение этой непростой задачи уже немыслимо без применения специальных инструментов, в том числе и программного обеспечения.

«WA.ФИНАНСИСТ» предлагает мощный инструментарий, позволяющий проводить бюджетирование в 1С с минимальными затратами времен и средств, и с максимальной эффективностью. Основным инструментом является модуль «Бюджетирование», разработанный специально для работы с бюджетами любого вида, уровня и назначения.

Применяя данный модуль, можно проводить бюджетирование в 1С с максимальными возможностями - в набор инструментов входят:

  • базы данных
  • шаблоны
  • разнообразные сценарии
  • дополнительные аналитики
  • возможность работать с различными валютами
  • возможность интеграции с системами «клиент-банк» и т.д.

При необходимости набор инструментов может быть изменен или расширен, что позволяет оптимизировать модуль под требования любой компании.

При этом модуль прост в работе, в него встроен Excel-подобный конструктор отчетов, а также множество автоматических функций, обеспечивающих безошибочное и быстрое выполнение рутинных задач.

Выбирая «WA.ФИНАНСИСТ» , вы получаете мощный и современный инструмент для решения самых сложных задач.

Стоимость пользовательских лицензий:


Функционал:

  • Гибкая аналитика

    Бюджетирование, учет и отчетность в разрезе целого набора стандартных и произвольных аналитик: организация (юрлицо), центр финансовой ответственности (ЦФО), сценарий планирования, статьи оборотов по бюджетам, контрагент, договор контрагента, дополнительные аналитики (до 4 шт.), аналитики статьи оборотов (до 3 шт.). Полная поддержка мультивалютности.

  • Удобная подготовка бюджетов

    Подготовка интерактивных шаблонов бюджетов в MS Excel для их заполнения вручную, а также загрузка заполненных из MS Excel. Возможность заполнения бюджетов из внешних систем 1С. Согласование и утверждение (маршрутизация) бюджетов, их корректировка и актуализация. Автоформирование мастер-бюджетов.

  • Разнообразное моделирование и планирование

    Прогнозное планирование. Сценарное моделирование. Гибкая настройка формирования зависимых оборотов по статьям. Мощный инструмент «Расчет зависимых оборотов» для формирования плановых показателей. Привязка курсов валют к сценариям планирования.

  • Управление заявками на денежные средства

    Согласование и утверждение заявок по сложным маршрутам, в зависимости от множества условий (маршрутизация). Автоматизированный контроль заявок на соответствие бюджетам и графикам платежей по договорам. Использование шаблонов заявок.

  • Получение фактических данных

    Мощнейшие механизмы загрузки данных из любых систем на основе 1С (в том числе и без плана счетов, например, из "1С: Управление торговлей"). Настройка соответствия НСИ баз источников данным текущей системы. Возможность ручной корректировки факта и ввода дополнительных данных.

  • Интеграция с системами «клиент-банк»
  • Разнообразная отчетность

    План-фактный анализ исполнения бюджетов. Платежный календарь (с интерактивным управлением и возможностью автоматизированного поддержания не снижаемого остатка денежных средств). Реестр платежей (с твердой копией и подписантами). Оперативная отчетность об остатках и движении денежных средств. Реестр договоров.

Сегодня поговорим и о самой распространенной на мой взгляд ошибке - настройке статей бюджетов 1-в-1 к справочнику «Статьи ДДС». В базе это выглядит так:

Т.е каждому элементу справочника «статьи ДДС» мы прямо сопоставляем статью бюджета движения денежных средств:

Т.е в каждой статье бюджетов автоматизаторы в правиле получения фактических данных прописывали отбор по соответствующей статье ДДС. Во-первых, это очень трудоемко . Во-вторых, это приведет к неприятным последствиям в будущем, которые мы сейчас посмотрим. Есть и в-третьих - так мы лишаем нашего заказчика возможности самостоятельно редактировать бюджеты.

В данной модели при добавлении статьи ДДС нужно вводить новую статью бюджетов , настраивать отбор и модифицировать виды бюджетов. Т.е невозможно добавить статью ДДС в бюджеты без специалиста по автоматизации.

Теперь немного технических подробностей: разберем как получаются фактические данные в подсистеме «Бюджетирование». В зависимости от версии конфигурации и применяемого решения (КА или ERP) могут сработать следующие схемы:

1. Получение факта для каждой статьи отдельной компоновкой и выгрузка в сводную таблицу значений. Тут всем очевидно, что выполнение СКД в цикле - ничего хорошего не сулит. Особенно с ростом базы данных и количества статей бюджетов

2. Компоновка всех необходимы правил в одну СКД . При этом на основании уникальных отборов будут сформированы однотипные запросы, но с разными параметрами отборов, и объединены в рамках набор с типом «Объединение» одной СКД. Получится большая компоновка с кучей наборов в «Объединении». На практике так же выполняться будет неприятно.

Если вы указываете отбор для статьи бюджетов - то такая статья создаст новый источник, т.е новый набор в рамках набора «объединения», либо выполнится отдельной компоновки в зависимости от версии применяемого решения. При этом, если несколько статей бюджетов имеют одинаковый отбор в правилах фактических данных - то запрос скорее всего будет объединен. Для оптимального получения фактических данных лучше делать статьи бюджетов максимально укрупненными. Для приведенного выше примера оптимальная настройка выглядит так:

Таким образом, для этого примера, мы более чем в 2 раза сократили количество запросов для получения фактических данных, а соответственно более чем в 2 раза оптимизировали формирование бюджетных отчетов.

В такой модели, при правильной настройке фактических данных, мы получим систему бюджетирования, в которой пользователи самостоятельно могут добавлять «Статьи ДДС» в бюджетах . И в план-фактных отчетах такие добавленные статьи будут отображаться без изменения видов бюджетов, т.е автоматически. Как правильно настроить фактические данные для статей бюджетов мы рассмотрим в следующей статье.

Также пишите в комментариях, какие темы по подсистеме «Бюджетирование» ERP 2 интересны Вам, с какими непонятными ситуациями сталкивались - рассмотрим, а самые интересные проблемы разберем подробно в последующих статьях.

Подсистема Бюджетирования, имеющаяся во многих программных решениях, как фирмы 1С, так и в разработанных партнерами продуктах, для автоматизации финансового учета, позволяет вести план-фактный учет приходов и затрат в разрезе Центров Финансовой Ответственности.

Эта статья посвящена подсистеме Бюджетирования в 1С УПП вообще и нескольким основным справочникам в частности, правильное проектирование которых является критически важным фактором, влияющим на успех проекта автоматизации в целом. Знать и понимать их назначение необходимо, чтобы правильно провести требуемые организационные преобразования, сформулировать техническое задание для настройки системы, а также получить высокую экономическую эффективность от внедрения.

Справочник «ЦФО» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

Для начала разберемся, что может пониматься под ЦФО – Центрами Финансовой Ответственности.

В качестве ЦФО могут выступать как отдельные подразделения, департаменты, филиалы, так и отдельные сотрудники или проектные группы. Основной смысл заключается в том, что учет поступлений и расходов денежных средств ведется не по организации в целом, а по каждому ЦФО в отдельности.

Руководитель ЦФО отвечает за планирование приходов, расходов и финансовый результат своего ЦФО.

Таким образом, каждое ЦФО выступает и как заказчик, и как исполнитель: получает или оказывает услуги другим ЦФО в рамках предприятия, а также внешним контрагентам. Т.е. фактически все предприятие состоит из микро-компаний, каждая из которых имеет понятный набор услуг.

Например, ЦФО «Бухгалтерия» может оказывать услуги начисления заработной платы для ЦФО «Отдел маркетинга», «Отдел ИТ», «Производственный отдел», а также покупать услуги по сопровождению ИТ-систем в ЦФО «Отдел ИТ» и услуги уборки помещения в ЦФО «АХО».

Чтобы внедрить систему бюджетирования, важно определить, какие Центры Финансовой Ответственности будут выделены на Предприятии, какой набор услуг каждый из них оказывает другим ЦФО, каковы трудозатраты, себестоимость и стоимость этих услуг для предприятия.

С точки зрения бизнеса, такой подход позволит обнаружить и улучшить следующие аспекты:

  1. Оптимизировать численность сотрудников;
  2. Вывести высоко затратные, но низкоэффективные процессы на аутсорсинг;
  3. Каждое подразделение и каждый сотрудник будет знать, какой именно продукт является результатом его деятельности, что позволит улучшить систему мотивации, качество услуг и удовлетворенность внутренних пользователей;
  4. Организовать на базе успешных ЦФО отдельные бизнес-единицы, получая с них дополнительную прибыль за счет оказания услуг внешним контрагентам.

Например, ЦФО «Маркетинг» оказывает услуги маркетинга для ЦФО «Отдел продаж», а также берет дополнительные проекты у внешних контрагентов как маркетинговое агентство.

Настроить ЦФО в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП достаточно просто, для этого нужно:

  1. Открыть меню «Справочники» - «Справочник ЦФО»;
  2. Нажать кнопку «Создать»;
  3. Ввести информацию о ЦФО: наименование, руководитель, вид ЦФО;
  4. Нажать кнопку «ОК».

Рисунок 1. Справочник «ЦФО»

Справочник «Виды ЦФО» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

В подсистеме Бюджетирование в 1С УПП предусмотрена возможность задавать разные виды ЦФО.

  • Центр дохода – подразделения, которые генерируют выручку для предприятия;
  • Центр затрат – подразделения, которые не имеют дохода, но имеют затратную часть;
  • Центры инвестиций – проекты, развивающиеся на инвестиционные средства, имеющие плановые выходы на окупаемость и прибыльность;
  • Другие.

Настройка производится в Справочнике «Виды ЦФО», в соответствии с бизнес-требованиями пользователей.


Рисунок 2. Справочник «Виды ЦФО»

Справочник «Сценарии планирования» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

Сценарии планирования – это варианты планового бюджета. В подсистеме УПП есть возможность задавать несколько независимых версий финансовых планов, но для этого необходимо заполнить справочник «Сценарии планирования».

Можно задавать следующие параметры для разных вариантов сценариев:

  • Детализация планирования. Номенклатура или номенклатурные группы, в разрезе которых необходимо осуществлять планирование.
  • Периодичность. Временной интервал планирования: год, полугодие, квартал, месяц, декада, неделя, день.
  • Валюта планирования. Есть возможность создать несколько версий плановых бюджетов для разных валют, например, в рублях и долларах США. Удобно использовать, когда предприятие работает с экспортом/импортом и важно учитывать курсовые разницы.
  • Возможность ведения суммового и количественного учетов .
  • Возможность использования курсов сценария. Признак использования отдельной линейки курсов валют, с помощью которой можно прогнозировать динамику изменения курсов валют.

Настройка производится в Справочнике «Сценарии планирования» в соответствии с бизнес-требованиями пользователей.


Рисунок 3. Справочник «Сценарии планирования»

Справочник «Статьи оборотов по бюджетам» в подсистеме Бюджетирование в 1С УПП

В финансовом учете все хозяйственные операции относятся к какой-либо статье оборотов. В подсистеме Бюджетирование в 1С УПП для этих целей служит справочник «Статьи оборотов по бюджетам».

Перед настройкой необходимо запросить в финансовом департаменте полный перечень статей оборотов, которые используются в компании, заверенные подписью финансового директора.

Неверная, неполная и неточная настройка справочника приведет к тому, что в процессе эксплуатации пользователи не смогу ввести все необходимые финансовые операции. В результате полученный по итогам работы план-фактный анализ будет признан недостоверным.

Настройка производится в Справочнике «Статьи оборотов по бюджетам».


Рисунок 4. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам»

В справочнике есть возможность сгруппировать статьи оборотов в виде списков любого уровня вложенности: для создания групп иерархии нужно использовать функцию «Создать группу», указать в какой группе будет создан новый уровень и его наименование.


Рисунок 5. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам». Создание групп

Для создания статей оборотов нужно использовать функцию «Добавить», ввести наименование статьи оборотов и заполнить характеристики в соответствии с правилами учета принятыми в финансовом департаменте. Подробнее о назначении полей и настройке проводок мы расскажем в следующей статье.

Рисунок 6. Справочник «Статьи оборотов по бюджетам». Создание статей оборотов

В первой части обзора справочников подсистемы Бюджетирование в 1С УПП мы рассмотрели 4 справочника: «Справочник ЦФО», «Виды ЦФО», «Сценарии планирования», «Виды оборотов по бюджетам».

В следующей части мы расскажем об остальных справочниках и их важности, правильной настройке и работе подсистемы в целом, а также важности качественного предпроектного обследования предприятия, продуманной методологии и разработки глубины учета перед тем, как начинать настройку системы.

Бюджетирование, учет и отчетность в разрезе целого набора стандартных и произвольных аналитик: организация (юрлицо), центр финансовой ответственности (ЦФО), сценарий планирования, статьи оборотов по бюджетам, контрагент, договор контрагента, дополнительные аналитики (до 4 шт.), аналитики статьи оборотов (до 3 шт.). Полная поддержка мультивалютности.

Калькулятор стоимости программы «WA: Финансист. Бюджетирование»

Количество дополнительных лицензий:

0 1 5 10 20 50 100

0 1 5 10 20 50 100

Стоимость основной поставки: 120 000 руб.

Количество рабочих мест на просмотр: без ограничения

Мы обеспечиваем пользователям программного продукта «WA: Финансист. Управление денежными средствами» технологическую, консультационную и методическую поддержку.

Поддержка осуществляется в рамках договора на оказание услуг по сопровождению программных продуктов 1С.

Сопровождение включает в себя:

  • Бесплатный доступ к новым релизам (версиям) программного продукта;
  • Неограниченную телефонную линию консультаций по фиксированной стоимости;
  • Дополнительную настройку (доработку) программного продукта под индивидуальные требования;
  • Индивидуальные консультации и групповое обучение пользователей;
  • Оказание помощи программистами и консультантами при возникновении потребности в обучении, доработке, адаптации, обновлении и т.п.

Гибкая аналитика

Бюджетирование - это учет и отчетность в разрезе целого набора стандартных и произвольных аналитик: организация (юрлицо), центр финансовой ответственности (ЦФО), сценарий планирования, статьи оборотов по бюджетам, контрагент, договор контрагента, дополнительные аналитики (до 4 шт.), аналитики статьи оборотов (до 3 шт.). Полная поддержка мультивалютности.


Удобная подготовка бюджетов

Подготовка интерактивных шаблонов бюджетов в MS Excel для их заполнения вручную, а также загрузка заполненных из MS Excel. Возможность заполнения бюджетов из внешних систем 1С. Согласование и утверждение (маршрутизация) бюджетов, их корректировка и актуализация. Автоформирование мастер-бюджетов.


Разнообразное моделирование и планирование

Прогнозное планирование. Сценарное моделирование. Гибкая настройка формирования зависимых оборотов по статьям. Мощный инструмент «Расчет зависимых оборотов» для формирования плановых показателей. Привязка курсов валют к сценариям планирования.


Управление заявками на денежные средства

Согласование и утверждение заявок по сложным маршрутам, в зависимости от множества условий (маршрутизация). Автоматизированный контроль заявок на соответствие бюджетам и графикам платежей по договорам. Удобное использование шаблонов заявок в программе «WA: Финансист. Бюджетирование».


Получение фактических данных

Мощнейшие механизмы загрузки данных из любых систем на основе 1С (в том числе и без плана счетов, например, из "1С: Управление торговлей"). Настройка соответствия НСИ баз источников данным текущей системы. Возможность ручной корректировки факта и ввода дополнительных данных.


Интеграция с системами «клиент-банк»

Кроме того программа бюджетирование позволяет осуществить загрузку выписок напрямую из различных систем «клиент-банк». Выгрузка в «клиент-банк» утвержденных платежных поручений.


Разнообразная отчетность

План-фактный анализ исполнения бюджетов. Платежный календарь (с интерактивным управлением и возможностью автоматизированного поддержания не снижаемого остатка денежных средств). Реестр платежей (с твердой копией и подписантами). Оперативная отчетность об остатках и движении денежных средств. Реестр договоров.


Excel-подобный конструктор отчетов

Не хватает основных отчетов? Стройте любые дополнительные отчеты привычным способом и в удобной форме, абсолютно без программирования в программе бюджетирование!


Дополнительные возможности модуля «WA: Финансист. Бюджетирование»

Гибкое разграничение прав доступа к данным. Удобная система оповещений в системе и по электронной почте. Система назначения заместителей. Механизм обмена дополнительной информацией по любым документам и их согласованию.


В данной статье мы продолжим рассмотрение темы бюджетирования, начатую в предыдущей статье . Мы рассмотрим методы планирования бюджетов и некоторые инструменты, используемые в программных продуктах, предназначенных для автоматизации данного процесса.

Методы планирования

Приступая к планированию бюджетов, руководители компании, прежде всего, должны определиться с тем, какой именно метод планирования они будут использовать?

Различают следующие методы планирования:

  • «сверху вниз»;
  • «снизу вверх»;
  • «снизу вверх/сверху вниз».

Методология «Сверху вниз» используется при формировании бюджетов руководителями компании. Суть данного метода заключается в том, что руководство компании предоставляет функциональным подразделениям целевые показатели на планируемый период (показатели по прибыли, товарообороту, минимизации налогов и т.д.). Далее функциональные подразделения делают детализацию и расшифровку бюджетов, основываясь на этих показателях.

Методология планирования «Снизу вверх» применяется при стратегии планирования «от возможностей компании». Она заключается в том, что функциональные подразделения предоставляют бюджет, формируемый на основании своих возможностей (производственных мощностей, данных логистических подразделений, складских мощностей и т.д.). Недостатком этого подхода является то, что эти показатели являются субъективными, т.к. подразделения перестраховываются, закладывают дополнительные риски, что приводит к формированию «раздутых» бюджетов, неоптимальному использованию ресурсов и тормозит развитие бизнеса.

Методология планирования «Снизу вверх/сверху вниз» заключается в формировании бюджетов, которые являются результатом согласования финансовых целей, поставленных руководителями компании и возможностей подразделений, оцененных менеджерами подразделений. Такая методология является максимально эффективной для развития компании.

Периоды планирования

В зависимости от потребностей компании для формирования бюджетов используются различные периоды планирования . Например, для мелких компаний чаще всего формируются бюджеты на месяц. Для крупных компаний и холдингов обычно составляются стратегические планы развития, поэтому периоды планирования могут составлять до нескольких лет.

Долгосрочные бюджеты могут разбиваться на более мелкие контрольные периоды, по которым подводятся промежуточные итоги. Так, например, годовой бюджет может иметь детализацию по месяцам, что дает возможность не только увидеть результат исполнения бюджета за год целиком, но и по каждому месяцу отдельно. Также это дает возможность распределить общий годовой бюджет по более мелким периодам, например, равномерно распределить сумму на каждый месяц.

Построение бюджетов

Менеджеры компании разрабатывают бюджеты для проектов, направлений деятельности, подразделений с детализацией по периодам, контрагентам или даже конкретной номенклатуре.

Возлагаемая на менеджера, формирующего бюджет, ответственность за исполнение бюджетных показателей стимулирует его к достижению наилучших результатов и максимально точному формированию бюджетов.

Какие же бюджеты необходимы? – ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Обычно формируются следующие бюджеты:

  • Бюджет доходов и расходов (БДР) – бюджеты, отражающие доходы и расходы предприятия, структурированные по видам и экономическому содержанию.
  • Бюджет движения денежных средств (БДДС) – бюджеты, отражающие источники поступлений и направления расходов денежных средств.
  • Бюджеты, которые необходимы компании для планирования по конкретным направлениям затрат и прибылей, например функциональные бюджеты, бюджеты проектов, инвестиционные бюджеты, бюджеты ЦФО и т.д.
  • В крупных компаниях также часто используется Бюджет по балансовому листу (ББЛ) – прогноз соотношения активов и пассивов компании.

Каждый бюджет имеет доходную и расходную часть, состав которых является индивидуальным для каждой компании. Статьи бюджетов могут содержать не только суммовые показатели, но и количественные. Например, статья бюджета может содержать информацию о количестве сотрудников предприятия, количестве необходимой для обеспечения их работы мебели или количестве произведенной продукции и т.д.

Пример набора статей простейшего бюджета приведен на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Пример набора статей бюджета

После предварительного формирования бюджетов производится их корректировка и разрабатываются различные варианты их реализации - сценарии . Примером использования нескольких сценариев может послужить формирование оптимистического и пессимистического прогнозов, в которых учитываются различные факторы, влияющие на исполнение бюджета.

После утверждения бюджетов они становятся основой для управления на весь период планирования бюджета.

С определенной периодичностью (например, раз в месяц или квартал) проводится сбор фактических данных по исполнению бюджетов и план-фактный анализ. На основании план-фактного анализа производят корректировку бюджетов и принимают меры для минимизации отклонений от поставленных целей и максимальному соответствию бюджетам. К таким мерам могут относиться:

  • Перераспределение средств;
  • корректировка бюджета с учетом «новых обстоятельств»;
  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  • применение мер персональной ответственности к лицам, ответственным за соблюдения бюджета;
  • и т.д.

Так как структура бюджетов из периода в период обычно остается неизменной, то используют формирование бюджетов одним из следующих способов:

  • Формирование бюджета с ручным заполнением плановых показателей.
  • Формирование бюджета на основании имеющихся плановых и фактических данных, которые хранятся в системе в различных документах и регистрах.
  • Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период (может использоваться копирование с изменением на какой-то коэффициент или на жестко заданную сумму).
  • Формирование бюджета путем копирования данных из бюджета за предыдущий период с учетом планового изменения курса валют.
  • Консолидация данных из нескольких бюджетов, созданных для различных подразделений на различные периоды и с различными наборами статей оборотов, созданными с использованием различных сценариев.

Инструменты бюджетирования

Сценарии планирования

Для формирования различных вариантов исполнения бюджетов и задания периода планирования в большинстве используемых на данный момент систем применяется такой инструмент, как «Сценарии планирования» . Сценарии часто формируют для получения оптимистического и пессимистического вариантов исполнения бюджета. Также сценарии могут быть построены на периоды различной длительности с целью получения возможности более детального планирования с учетом «текущих обстоятельств».


Рисунок 2 - Параметры сценария планирования в «1С:Управление производственным предприятием»

В ряде конфигураций 1С есть возможность формирования сценария с прогнозом изменения курса валют, например, повышения курса на определенную сумму каждый месяц или квартал – это дает возможность предварительного расчета плановых показателей на длительные периоды с учетом инфляции.


Рисунок 3 - Задание планового курса валюты в сценарии планирования

Установка лимитов бюджетов

Одним из важных инструментов в Бюджетировании является лимитирование.

Наиболее часто используют Ограничивающие лимиты и Целевые лимиты .

Ограничивающие – это лимиты (ограничения), превышение которых не допустимо. Такие лимиты могут использоваться для ограничения затрат:

  • по определенным статьям бюджетов;
  • по конкретным ЦФО;
  • по проектам;
  • по конкретной номенклатуре;
  • и др.

Также может быть использована комбинация из нескольких показателей, например: лимит на затраты по заработной плате для работающих по проекту N, или лимит на затраты по канцелярским товарам для бухгалтерии.

Контроль за соблюдением лимитов обычно происходит автоматически учетной системой и не дает формировать платежные документы или заявки на расходование денежных средств по данной статье затрат при превышении бюджета. Однако если «очень нужно», то, имеющий на это права пользователь системы, может с помощью специальных инструментов разрешить оплату «сверх лимита». Так же существуют механизмы позволяющие переместить часть средств с одной статьи бюджетов на другую, если на ней остались неиспользованные в нужном периоде средства.


Рисунок 4 - Установка лимитов в «1С:Управление производственным предприятием»

Целевые – лимиты, которые являются целями, при достижении которых выполняются определенные действия. Такие лимиты могут устанавливаться как на расходные, так и приходные статьи. Например, может быть оповещение при выполнении плана продаж или при достижении необходимого значения может формироваться премиальная часть бюджета для отдела продаж.

Платежный календарь

Еще одним важным инструментом, который присутствует в большинстве программных решений, используемых для автоматизации Бюджетирования, является Платежный календарь . Данный инструмент обычно представляет из себя таблицу с необходимой детализацией по периодам, в которой на основании документов, планирующих приход и расход денежных средств и учетом данных о фактическом движении денежных средств можно визуально увидеть картину достаточности средств. Например, если расход превышает доход, то недостающая сумма выводится красным, если не превышает, то черным. В случае недостаточности средств, ответственное лицо может принять решение необходимое для изменения ситуации. Например, может быть привлечен сторонний капитал или переброшено финансирование с одного объекта\проекта\подразделения на другое.